С 1 марта 2015 года действуют положения земельного права, допускающие, в ряде случаев, установленных Правительством РФ, не оформлять земельный участок на праве аренды или собственности, участвуя в торгах, а получать право на использование земли на основании разрешения.
Первоначально, глава V.6 Земельного кодекса РФ принималась для создания облегченного режима приобретения права на использование земельного участка для целей, не предусматривающих строительство объектов капитального назначения. Первый перечень случаев, позволяющих оформить разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приведенный в части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ был лаконичен и касался только вопросов проведения инженерных изысканий, геологического изучения недр, ремонта линейных сооружений, складирования строительных материалов и сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера.
В первой редакции постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее – постановление 1300) было предложено 15 случаев, допускающих использование земли без предоставления. И в большинстве своем они касались размещения линейных объектов, что оправдано, так как для указанных объектов нужен особый порядок оформления прав на землю.
С момента вступления в силу постановления 1300 список случаев шесть раз расширялся и сейчас он уже состоит из 34 пунктов.
Последнее расширение произошло с принятием постановления Правительства РФ от 21.03.2023 N 440 "О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", вступающего в силу с 30 марта 2023 года, которым в общий перечень случаев дополнили пункты:
31(1). Площадки для размещения строительной техники и грузов для осуществления капитального или текущего ремонта объектов капитального строительства;
34. Технические средства, которые обеспечивают возможность резервирования даты и времени в целях пересечения государственной границы Российской Федерации и соблюдения зарезервированных даты и времени и которыми оборудуются площадки для стоянки грузовых транспортных средств.
Новый пункт 31(1) очень напоминает содержание пункта 31, который допускает размещать без предоставления на основании разрешения площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).
То есть в 2020 году, когда был введен пункт 31, было разрешено размещать на основании разрешения на использование земли строительную технику для целей строительства и реконструкции. Сейчас дополнительным пунктом предложили использовать разрешение на использование земли и для размещения строительной техники и грузов для осуществления капитального или текущего ремонта зданий и сооружений.
Можно отметить и расширение в пункте 19 перечня, утвержденного постановлением 1300. Теперь на основании разрешения будут размещаться летние кафе, нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания.
Также в постановлении 1300 сняли указание, что на указанном праве можно размещать только сезонные ярмарки. С 30 марта ярмарки в любое время года вправе размещаться на основании разрешения.
Нужно отметить, что предложенный механизм использования земли на основании разрешения получает все большее распространение. Правда законодатели практически во всех случаях придерживаются основного критерия для применения постановления 1300, то есть размещать все же можно только объекты, не требующие получения разрешения на строительство.