Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" с конца 2024 года дополнен статьей 90.2, согласно которой, лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Круг лиц, имеющих право на заключение соглашения с контрольными (надзорными) органами, определен постановлением Правительства РФ от 31.05.2025 N 829 "Об утверждении Правил заключения, изменения, продления, расторжения соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований" (далее – постановление №829).
То есть, по ряду выявляемых нарушений появилась возможность не решать вопрос через взимание штрафов и наложение иных санкций, а путем заключения с контрольным органом соглашений, по которым контролируемое лицо займется устранением выявленных нарушений.
Для земельных правонарушений такая возможность появилась только в отношении взаимодействия в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) (в части полномочий, осуществляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
Росприроднадзор наделен полномочиями по надзору за соблюдением:
а) обязательных требований по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
б) обязательных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) обязательных требований по использованию земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
г) обязательных требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Соответственно, если силами Росприроднадзора выявлено нарушение, например, по рекультивации земель или по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии, то контролируемое лицо (орган власти или учреждение, отдельные юридические лица или градообразующие предприятия и т.д.) вправе обратиться с ходатайством о заключении соглашения, по условиям которого будут реализованы мероприятия по исправлению нарушения.
Необходимо отметить, что не любой правообладатель земельного участка вправе инициировать заключение соглашения. Перечень лиц, имеющих право на решение вопроса через заключение соглашения с контролирующим органом приведен в пункте 4 постановления №829.
Основной целью заключения соглашения является устранение нарушений обязательных требований в установленные в программе, прилагаемой к соглашению, сроки путем выполнения соответствующих мероприятий.
Постановление №829 содержит ряд положений, обеспечивающих открытость заключения и выполнения условий соглашения. В частности, для заключения соглашения требуется согласование прокуратуры. Также соглашение подлежит размещению контрольным (надзорным) органом в электронном паспорте соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Целесообразность нового механизма исправления земельных нарушений путем исполнения условий соглашения очевидна, так как в случае признания соглашения исполненным контрольный (надзорный) орган принимает решение об отмене предписания в течение 5 рабочих дней со дня признания соглашения исполненным.