Понятие и требования к проведению комплексных кадастровых работ регламентирует глава 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее – ФЗ № 221).
В настоящее время в указанной главе изменены ряд положений, которые вступили в силу с 29 октября 2024 года.
Самым, пожалуй, важным является тот факт, что теперь комплексные кадастровые работы в зависимости от финансирования разделяются на следующие виды:
1) комплексные кадастровые работы федерального значения - выполняемые на основании субсидии из федерального бюджета публично-правовой компании, являющейся получателем средств федерального бюджета;
2) комплексные кадастровые работы регионального значения - комплексные кадастровые работы, заказчиком которых является уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) комплексные кадастровые работы местного значения - комплексные кадастровые работы, заказчиком которых является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа.
За органами государственной власти регионов и муниципальных образований сохраняется самостоятельность в решении вопроса проведения и финансирования комплексных кадастровых работ (далее – ККР, работы). А вот в отношении работ, проводимых за счет средств федерального бюджета в законе сформировано новое правовое регулирование.
С 1 января 2025 года новая статья 42.12 ФЗ №221 устанавливает, что ККР федерального значения будут выполняться исключительно публично-правовой компанией на основании соглашения о передаче в виде субсидии средств федерального бюджета.
При этом в соглашении будет указан перечень кадастровых кварталов, на территориях которых предусматривается выполнение ККР федерального значения, с указанием наименований регионов и муниципальных образований. Информация будет носить открытый характер и размещаться на сайте Росреестра.
Причем регионы и муниципалитеты, на территории которых будут проводиться ККР федерального значения, не выбираются произвольно. До нового года порядок и критерии определения перечня кадастровых кварталов, на территориях которых предусматривается выполнение ККР федерального значения, должен быть установлен Правительством Российской Федерации.
Отдельно стоит оговориться о том, что невзирая на то, что работы будут выполняться силами ППК Роскадастр за счет средств федерального бюджета, тем не менее, по итогам проведенных ККР карта-план будет утверждаться органами местного самоуправления той территории, на которой проведены ККР.
Закон также предусматривает необходимость создания согласительной комиссии на территории проведения ККР и уведомления правообладателей объектов недвижимости о том, что в отношении принадлежащих им объектов в процессе проведения комплексных кадастровых работ могут произойти уточнения в границах и площади объектов, прежде всего земельных участков.
Проводиться ККР будут в целях:
- уточнения границ земельных участков, в случае отсутствия информации о границах в ЕГРН или их неточности;
- определения координат точного расположения зданий, строений и объектов незавершенного строительства;
- формирования земельных участков под многоквартирными домами;
- уточнения границ территорий общего пользования (площадей, улиц, скверов, пляжей);
- определения границ садоводческих и огородных земельных участков, и территорий гаражных объединений.