Профессиональное обучение 
для руководителей, юристов 
и отраслевых специалистов

  • info@asergroup.ru
  • +7 (495) 532-61-59
  • Заказать звонок

Контроль водопользования в рамках ПЭК: можно ли совместить несовместимое?

05.06.2025
Госорганы дали разъяснения по вопросу проведения производственного экологического контроля в части наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами

Подраздел "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов" программы ПЭК в соответствии с требованиями приказа Минприроды РФ от 18.02.2022 N 109 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (далее – приказ о ПЭК) должен содержать программу ведения наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Минприроды России от 8 июля 2019 г. N 453.

Нужно отметить, что данная ссылка в Приказе о ПЭК устарела, приказ Минприроды России N 453, который отдельным пунктом условий решения предусматривал требование наличия программы, утратил силу 26 февраля 2022 года.

Действующая с 27 февраля 2022 года новая типовая форма решения, утвержденная приказом Минприроды РФ от 31.01.2022 N 51, напрямую уже не содержит такого условия пользования водным объектом для водопользователя, как разработка программы наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Тем не менее, госорган (письмо Минприроды России от 28.12.2024 N 12-47/54041 "О производственном экологическом контроле") объясняет наличие данного требования в приказе о ПЭК статьей 39 Водного кодекса РФ, в соответствии с пунктом 5 части 2 которой собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести, в том числе регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.

Справедливости ради отметим, что новая типовая форма решения всё же содержит ссылку на необходимость соблюдения обязанностей водопользователя, предусмотренных Водным кодексом РФ.

Какие требования есть сейчас к содержанию такой программы и проведению таких наблюдений?

Нормы Приказа о ПЭК разъясняют только нюансы контроля за качеством воды водного объекта (помимо контроля за качеством воды водного объекта еще должен осуществляться контроль за водоохранной зоной этого объекта, как его проводить Приказ о ПЭК не разъясняет, но на этом в данном комментарии мы останавливаться не будем) путем наличия следующих положений:

«Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) ...

Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов I, II и III категорий, предусмотренными пунктом 9.2.2 настоящих требований.»

«Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, предусмотренная абзацем пятым пункта 9.2 настоящих требований, содержит перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений, использованных при проведении наблюдений за водным объектом.»

Как эти требования реализовать?

Известны показатели, которые необходимо мерить. Перечень таких показателей для отбора проб природной воды в фоновом и контрольном створах должен соответствовать нормативам допустимых сбросов (НДС) и временно разрешенным сбросам (ВРС). На практике для объектов III категории, которые не подпадают под требование о необходимости разработки НДС (в их сбросе не содержится веществ 1 и 2 классов опасности) также ориентируются на определяемый Методикой перечень веществ и микроорганизмов (см. приложение 1 к Методике) – это те же параметры, что контролируются и в очищенных сточных водах.

Подходы к определению местонахождения фонового и контрольного створов установлены положениями Методики разработки НДС (в настоящее время методика установлена приказом Минприроды России от 29 декабря 2020 года N 1118). Согласно данной Методике фоновый створ – створ, расположенный вне зоны влияния рассматриваемого сброса сточных вод, он определяется в соответствии с действующими методическими документами по проведению расчетов условных фоновых концентраций химических веществ. Так РД 52.24.622-2017 установлены следующие расстояния до фонового створа: выше выпуска сточных вод на расстоянии не менее 1 км для больших и средних рек; на расстоянии 500 м - для малых рек; для водоемов - в радиусе не менее            500 м; для морей - вне зоны влияния рассматриваемых сточных вод на расстоянии более           5 км от выпуска. Контрольный створ при этом определяется по формулам Методики, но не далее 500 м (ниже по течению) от места сброса.

По периодичности наблюдений за качеством природной воды в фоновом и в контрольном створах также вопросов не возникает: для объектов I и II категорий она устанавливается не менее 1 раза в месяц, по показателю токсичности - не менее 1 раза в квартал, для объектов III категории контроль по всем параметрам производится 1 раз в квартал.

Напомним, что новая форма отчета о ПЭК (приказ Минприроды от 15 марта 2024 года № 173) (см. материал «Обновлена форма отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК» от 07.08.2024 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/obnovlena-forma-otcheta-ob-organizatsii-i-o-rezultatakh-osushchestvleniya-pek/) теперь содержит отдельную таблицу для предоставления сведений «о результатах наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов)».

Обращает на себя внимание окончание фразы: «в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов)». Вроде бы периодичность контроля за водным объектом четко установлена фразой «совмещается со сроками наблюдений за сточными водами», что еще за гидрологические фазы и ситуации?

Минприроды России вопрос заявителя об организации контроля в этой части (речь об указанном выше письме госоргана от 28.12.2024 N 12-47/54041) направляет также в Росводресурсы и Росгидромет.

Росводресурсы в ответ привели перечень основных фаз и ситуаций: половодье, паводок, летняя и зимняя межень и аккуратно направили к Росгидромету.

А Росгидромет разъяснил, что на большинстве водотоков наблюдения проводятся         7 раз в год: во время половодья – на подъеме, пике и спаде; во время летней межени – при наименьшем расходе и прохождении дождевого паводка; осенью перед ледоставом, во время зимней межени. На отдельных водотоках число наблюдений может колебаться от 3 до 11 раз в год в зависимости от особенностей водного режима. На водоемах наблюдения проводятся 4 раза в год: зимой при наиболее низком уровне воды и наибольшей толщине льда, в начале весеннего наполнения водоема, в период максимального наполнения (при наибольшем уровне воды), при наиболее низком уровне воды в летне-осенний период.

Ясность хотя бы с водоемами: 4 раза в год. Даже объекты III категории, обязанные наблюдать раз в квартал (т.е. 4 раза в год), имеют шанс выполнить требование. Только, возвращаясь к требованию о периодичности наблюдений Приказа о ПЭК («совмещается со сроками наблюдений за сточными водами») придется признать необходимость «подстраивать» контроль за сточными водами под гидрологические фазы и ситуации. А сроки предоставления результатов отчетности по водопользованию строгие, привязанные к календарным кварталам года, а не к гидрологическим фазам и ситуациям. Так что «подстраивать» водопользователь сможет только в четких временных рамках.

Источник: АСЭРГРУПП в партнерстве с ЭКОТИМ
новости
Подтверждение использования вторсырья при производстве товаров, подлежащих РОП
Применять понижающий коэффициент, учитывающий использование вторсырья при расчете экосбора, производители смогут при внесении сведений в реестр подтверждений Минпромторга
={this.Name}
АСЭРГРУПП в партнерстве с ЭКОТИМ
05.06.2025
Меры поддержки при внедрении НДТ
Какие бонусы могут получить владельцы объектов НВОС, внедряющие наилучшие доступные технологии
АСЭРГРУПП в партнерстве с ЭКОТИМ
20.05.2025
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!
CAPTCHA
page_title=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B2+%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B0%D1%85+%D0%9F%D0%AD%D0%9A%3A+%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE+%D0%BB%D0%B8+%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B5%3F&page_uri=%2Fnews%2Fpromyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy%2Fkontrol-vodopolzovaniya-v-ramkakh-pek-mozhno-li-sovmestit-nesovmestimoe%2FКод PHP">

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...