Принят подзаконный акт в развитие новой нормы о необходимости оснащать системами автоматического контроля источники выбросов, которые расположены на квотируемых объектах негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) I и II категорий, установленной в Федеральном законе от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее – Закон № 195-ФЗ) (см. материал «Федеральный закон от 28.04.2023 № 177-ФЗ» от 07.06.2023 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/federalnyy-zakon-ot-28-04-2023-177-fz-/?ysclid=lsfp16mp5l666880168).
Напомним, что срок оснащения: в 12 городах, выбранных для эксперимента первоначально – до 31 декабря 2025 года, для иных территорий, включаемых в эксперимент, – в течение 2,5 лет после утверждения перечня квотируемых объектов для таких территорий.
Принятые Особенности вводятся с 1 сентября 2024 года, но, полагаем, что системами автоматического контроля уже стоит начать заниматься, так как процесс их внедрения представляется не быстрым, если только не рассчитывать, что срок обеспечения внедрения будет отодвинут.
Установленный Особенностями порядок внедрения систем во многом схож с существующими на настоящий момент общими требованиями по созданию и эксплуатации систем автоматического контроля, определенными Постановлениями Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 и № 263 (далее – Общие требования).
При этом напомним следующее. Законом № 195-ФЗ предусмотрено, что если на квотируемом объекте уже создана система автоматического контроля выбросов в соответствии с Общими требованиями, то такая система должна быть дополнена автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов согласно Особенностям.
Порядок внедрения систем следующий.
1) Определение источников выбросов и показателей выбросов, подлежащих включению в программу создания системы автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ (далее - программа), их предпроектное обследование.
Оборудуются стационарные, организованные источники, в выбросах которых присутствует одно или более из приоритетных веществ, установленных приложением к Особенностям, массовый выброс которых превышает определенные Особенностями величины.
В общем-то, и перечень веществ, и значения величин соответствуют Общим требованиям. Разве что более конкретен набор «взвешенных веществ», подлежащих автоматическому контролю. Для территорий эксперимента, не относящихся к 12 городам, выбранным для эксперимента первоначально, перечень веществ расширен (добавлены такие вещества, как Формальдегид, Бензол, Нафталин, Тетрахлорэтилен, Углеводороды предельные С1 - С5 (исключая метан), Углеводороды предельные С12 - С19).
Соответствие вышеприведенным критериям определяется, исходя из показателей, содержащихся в отчете о результатах инвентаризации выбросов, а в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых, реконструируемых и (или) подлежащих техническому перевооружению источников выбросов - исходя из проектной документации.
Из числа отобранных по критериям источников оснащение автоматическими средствами измерения производится в отношении источников, выбрасывающих не менее 70 % совокупной массы выбросов от объекта НВОС. Если отобранные источники выбрасывают менее 70% всей массы выбросов объекта – оборудуются все такие источники (с учетом технической возможности, разумеется).
2) Разработка и утверждение программы.
Программа разрабатывается и утверждается владельцами объектов НВОС. В программе определяются источники выбросов, подлежащие оснащению системами автоматического контроля, показатели выбросов, места и сроки установки автоматических средств измерения и учета показателей выбросов, а также средств фиксации и передачи информации о показателях выбросов в государственный реестр, состав и форма передаваемой информации.
3) Проектирование системы автоматического контроля выбросов.
4) Монтаж и наладка системы автоматического контроля выбросов.
В течение 10 рабочих дней после завершения монтажа и наладки системы автоматического контроля владелец квотируемого объекта уведомляет Росприроднадзор о передаче информации о показателях выбросов в государственный реестр.
5) Приемка системы автоматического контроля в эксплуатацию.
Приемка и ввод системы автоматического контроля в эксплуатацию производятся непосредственно на объекте в присутствии представителей Росприроднадзора.
В ходе приемки системы производится, в том числе опломбирование мест установки автоматических средств измерения, а также измерительных каналов, мест установки средств фиксации.
6) Ввод системы автоматического контроля в эксплуатацию.
В качестве требований к эксплуатации установлены требования по техническому обслуживанию, ремонту и поверке системы автоматического контроля, схожие с предусмотренными Общими требованиями.