Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 268-ФЗ «О внесении изменений…» (см. материал «Вторичные ресурсы или побочные продукты?» от 04.08.2022 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/vtorichnye-resursy-ili-pobochnye-produkty/) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации дополнительно отнесено установление перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи с тем, что отходы от использования такой продукции (товаров) не подлежат обработке и (или) утилизации, либо их обработка и (или) утилизация затруднительны.
Изначально планировалось введение такого полномочия, а значит и запретного перечня с 1 марта 2024 года, но Федеральным законом от 08.08.2024 N 296-ФЗ срок был отодвинут на полтора года.
Также интересно кардинальное изменение подхода к определению перечня таких товаров, начиная с перечня, готовившегося изначально к введению с 01.03.2024, и заканчивая утвержденным и вводимым с 01.09.2025. Первоначальная версия проекта перечня содержала запрет на производство продукции, содержащей опасные вещества (в основном речь про товары, содержащие ртуть), затем появилась версия, запрещающая производство товаров, содержащих озоноразрушающие вещества и стойкие органические загрязнители. Конечная версия, как будет описано ниже, имеет третий вариант перечня товаров, не содержащихся в первых двух вариантах перечня. Непоследовательность в подходе создает ощущение, что законодатель не знал заранее, что бы такое запретить.
Окончательный вид перечня видов продукции (товаров), производство и использование которых не допускаются в связи со сложностью или вовсе невозможностью обработки и (или) утилизации отходов от использования такой продукции (товаров) зафиксирован распоряжением Правительства РФ от 14.10.2024 N 2827-р.
Так, согласно перечню к производству и использованию для пищевой промышленности разрешены только пластиковые бутылки из ПЭТ прозрачного, голубого, зеленого, коричневого и белого цветов. Бутылки из ПЭТ других цветов запрещены.
Также запрещены бутылки из ПЭТ с этикетками из ПВХ, за исключением термоусадочных этикеток и многослойные бутылки из ПЭТ.
Предполагается, что установление указанного перечня поспособствует уменьшению потребления неутилизируемой и необрабатываемой продукции, переходу на использование экологичной продукции, что позволит снизить нагрузку на полигоны размещения отходов и воздействие на окружающую среду в целом.
Обоснование запрета сводится к тому, что непрозрачная белая ПЭТ-бутылка (обычно такая используется для упаковки молочной и кисломолочной продукции) может быть отдельно выбрана, спрессована и переработана за счет идентификации ее по белому цвету. Традиционные цвета (голубой, зеленый, коричневый) при производстве ПЭТ-бутылки используются для сохранения потребительских свойств продукции и увеличения срока годности упакованного товара. Остальные цвета не имеют функциональной значимости и при производстве ПЭТ-бутылок используются только в рекламных и маркетинговых целях. При этом их экономически нецелесообразно отдельно собирать и перерабатывать из-за кратно меньшего их объема в твердых коммунальных отходах.
Этикетка, приклеенная клеем, в значительной мере усложняет процесс вторичной переработки упаковки. В процессе вторичной переработки частицы клея «сгорают» до органических фракций и ведут к разрыву ПЭТ-упаковки при ее дальнейшем растяжении/выдуве.
Запрет начнет действовать с 1 сентября 2025 года и на продукцию, произведенную до данной даты, распространяться не будет. Обращаем внимание, что перечнем запрещается производство и использование. Полагаем, «использование» в данном контексте означает процесс упаковки производителями своей продукции в запрещенную тару, произведенную другим производителем. Физические лица, конечно, могут продолжать использовать по своему усмотрению купленные цветные бутылки пока не решат выкинуть их в контейнеры для ТКО.
Минпромторгу России, начиная с 2026 года, поручено представлять в Правительство РФ согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения по актуализации перечня, что дает основания полагать, что в будущем перечень будет расширяться.