Законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ предусматривает установление защитной зоны объекта культурного наследия, зоны охраны объекта культурного наследия.
В соответствии со статьёй 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории выявленного объекта культурного наследия разрешается строительство объектов капитального строительства, но лишь в целях воссоздания утраченной градостроительной среды или в рамках применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объектов культурного наследия. Допускаются также ограниченное строительство и реконструкция объектов капитального строительства, но только при условии соблюдения режимов использования земель и земельных участков, требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия.
В рамках государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия соответствующие надзорные органы обязаны проводить мероприятия по оценке соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами соблюдения режима зон охраны, защитных зон объектов культурного наследия и обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия.
В целях совершенствования и повышения эффективности действий надзорных органов вышло Указание Генпрокуратуры России от 04.08.2025 N 519/7 «Об организации надзора за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия».
Генеральная прокуратура России обязывает подчиненных уделять особое внимание соблюдению органами местного самоуправления требований федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, регулирующих указанную область правоотношений, исключению из них коррупциогенных факторов. А также принимать меры по своевременному выявлению, предупреждению и пресечению нарушений в деятельности уполномоченных органов в процессе оказания ими государственных и муниципальных услуг. В частности, при оказании органами местного самоуправления услуг по выдаче разрешений на строительство, реализации регистрационных, лицензионных и функций, предоставления мер государственной поддержки, осуществления государственного контроля (надзора).
Нужно понимать, что строительство или реконструкция зданий и сооружений в зоне охраны объекта культурного наследия оказывается под усиленным вниманием надзорных органов.
Прокуратуре предписано проверять соблюдение требований, предъявляемых к:
- градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, в границах территории достопримечательного места с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;
- к соответствию работ согласованной проектной документации и разрешению на их выполнение, соблюдению лицензионных требований.
Кроме того, поставлена задача пресекать факты незаконного использования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), в том числе земельными участками в зонах их охраны.
Дополнительно отмечается необходимость более пристального внимания к ансамблям и достопримечательным местам, являющимся объектами культурного наследия. На таких территориях зачастую установлен запрет на возведение объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, ограничение использования лесов.
Соблюдение перечисленных запретов также является одним из аспектов надзорной деятельности.
При получении сведений, указывающих на возможное нарушение природоохранных требований, в том числе при реставрации объектов культурного наследия, производстве земляных, строительных и иных хозяйственных работ на прилегающих к таким объектам территориях будет привлекаться природоохранная прокуратура и представители органов государственного земельного надзора, государственного строительного надзора и муниципального земельного контроля.
Следует отметить, что Генпрокуратура России обращает внимание на необходимость использования упреждающего характера прокурорского реагирования, основанный на анализе всех доступных источников информации о нарушениях законности и интересов государства.