Начать нужно с того, что в российском законодательстве нет единства даже в терминологии: чаще всего используется определение «объект незавершенного строительства» - именно это словосочетание применяется в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Однако уже Градостроительный кодекс РФ использует термин «объекты, строительство которых не завершено», а в ряде иных актов не менее часто упоминаются «объекты недвижимости, не завершенные строительством».
Получается, что даже на понятийном уровне с указанными объектами нет окончательного решения. Углубляясь же дальше в тему недостроя и его правового статуса становится понятно, что законодательство в данном направлении требует серьезной доработки.
В том числе в этой связи в Правительстве Российской Федерации был утвержден "План мероприятий ("дорожная карта") о новых подходах к управлению незавершенными объектами капитального строительства" (далее – План). Из Плана не следует активной доработки уже в этом году правовых норм, регулирующих проблематику незавершенного строительства.
Однако, План предусматривает разработку как минимум шести постановлений Правительства РФ, а также приказов Минстроя России и Минфина России.
На текущий год запланировано принятие актов:
- Об утверждении Правил формирования и ведения федерального реестра незавершенных объектов капитального строительства (далее – ОКС), состава включаемых в него сведений и порядка предоставления сведений из такого реестра;
- О последствиях включения объекта незавершенного строительства, … в региональный реестр незавершенных объектов капитального строительства;
- Об утверждении порядка предоставления информации об ОКС, включенных в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства;
- О критериях и условиях, при которых затраты, понесенные на незавершенное строительство, должны быть отнесены на увеличение стоимости объекта недвижимого имущества (объект незавершенного строительства);
- О совершенствовании порядка реализации на публичных торгах объектов незавершенного строительства, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договоров аренды таких земельных участков.
Кроме того, План предусматривает наполнение реестра объектов незавершенного строительства, проведение сверки данных реестра незавершенных объектов капитального строительства и данных по объектам незавершенного строительства, представляемых в составе бухгалтерской отчетности, а также подготовку предложений по региональным объектам капитального строительства, строительство которых необходимо завершить в первоочередном порядке.
Прослеживается комплексный подход к выявлению недостроенных объектов и принятию решений по их дальнейшей судьбе с одновременным уточнением законодательства об объектах незавершенного строительства.