Правительство РФ подготовило предложения по освобождению от необходимости государственного кадастрового учета и государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) ряда объектов.
Речь идет об объектах недвижимости, для кадастрового учета которых представлены документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Ну или если подлежащие внесению в ЕГРН сведения о назначении здания, сооружения, помещения, об их проектируемом назначении (если объектом является объект незавершенного строительства), о виде или видах разрешенного использования земельного участка, о наименовании объекта, а также о лице, которому предоставлен объект недвижимости, могут привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Действующее законодательство, в частности Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" не предусматривают особенности подготовки документов, необходимых для государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав в отношении режимных объектов, а также осуществления кадастрового учета и (или) регистрации прав на такие объекты недвижимого имущества.
Мало того, согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон №218-ФЗ) сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются общедоступными, если иное не установлено законом.
То есть, если и устанавливать особенности кадастрового учета и регистрации отдельных объектов недвижимости, то только федеральным законом.
В этой связи Правительством РФ был подготовлен и внесен в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 317134-8 «Об особенностях оформления прав на отдельные виды объектов недвижимости».
Согласно законопроекту, если подлежащие внесению в ЕГРН сведения об объекте составляют государственную тайну и осуществление государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" может привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну государственной регистрации подлежит только право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости, а также о лице, которому предоставлен объект недвижимости.
Договор аренды такого объекта недвижимости будет считаться заключенным для сторон договора и третьих лиц с момента его подписания сторонами. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления таким объектом недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право безвозмездного пользования земельным участком возникают с момента передачи имущества унитарному предприятию или учреждению.
Правительство РФ, в случае принятия указанного законопроекта планирует утвердить перечень видов (типов) находящихся в государственной собственности объектов недвижимости, в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет, право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования) на которые, другие вещные права, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации и сведения о которых составляют государственную тайну.
По объектам, перечень которых будет утвержден Правительством РФ, право собственности Российской Федерации (иного публично-правового образования) не подлежит государственной регистрации и считаются возникшим в силу федерального закона.
Кроме того, Правительством РФ будут установлены и особенности подготовки межевого плана, технического плана, акта обследования, а также состав указываемых в таких документах сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, сведения об отдельных характеристиках которых составляют государственную тайну.
Таким образом, по итогам принятия законопроекта в России появится перечень объектов недвижимого имущества, права на которые возникают в силу закона и не подлежат регистрации в ЕГРН.