Сельскохозяйственные угодья, в основной своей массе являются наиболее ценными землями сельскохозяйственного назначения.
На основании пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения (далее – сх назначения) имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Отношения, связанные с:
- владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сх назначения,
- оборотом земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сх назначения,
- сделками, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сх назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки
регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который определяет условия предоставления земельных участков из земель сх назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Однако, ни в указанном законе, ни в Земельном кодексе РФ не было норм, регулирующих компетенцию органов власти по установлению или изменению границ сельскохозяйственных угодий.
В настоящее время принят Федеральный закон от 01.04.2025 N 52-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ №52), который ввел дополнительное регулирование в данном вопросе.
Статья 79 Земельного кодекса РФ дополнена новыми пунктами, определяющими, что границы сх угодий в составе земель сх назначения устанавливаются и изменяются решениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения (Минсельхоз России).
Поскольку должен быть разработан и принят единый Порядок установления и изменения границ сх угодий в составе земель сх назначения, нормы о том, что любое изменение границ пашни или сенокоса принимается решением Минсельхоза России, вступят в силу через год – с 1 апреля 2026 года.
Однако уже сейчас Земельный кодекс РФ уточняет, что обязательными приложениями к решениям об установлении и изменении границ сх угодий в составе земель сх назначения должны быть:
- сведения о границах таких земель, которые должны содержать графическое описание местоположения границ таких земель,
- перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Как должно выглядеть графическое описание местоположения границ сх угодий и формат электронного документа, содержащего указанные сведения, будет установлен дополнительным Приказом Росреестра.
Таким образом, в следующем году любое решение по изменению границ сх угодий потребует четкого определения границ и обращения в Минсельхоз России.
ФЗ №52 также изменяет и процедуру перевода земель сх назначения в иные категории. С 9-ти до пяти сокращен перечень случаев, позволяющих провести процедуру перевода. При этом будет исключена возможность перевода земель сх назначения в связи с:
- консервацией земель;
- с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району;
- с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
- с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования.
Также вводится необходимость получения мнения о каждом решении по переводу земель сх назначения в другие категории губернатора региона. В случае несогласия высшего должностного лица субъекта РФ с предложением о переводе, исполнительный орган субъекта РФ принимает акт об отказе в переводе земель или земельных участков.
Нужно понимать, что с 1 апреля следующего года вводится серьезный уровень ответственности федерального органа исполнительной власти и высшего должностного лица региона за судьбу каждого земельного участка, занятого пашней, сенокосом или пастбищем.