В Российской Федерации создано около 13 тысяч особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального, регионального и местного значения к которым относятся:
- Государственные природные заповедники;
- Национальные парки;
- Природные парки;
- Государственные природные заказники;
- Памятники природы;
- Дендрологические парки и ботанические сады;
- Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Такие территории занимают в России порядка 13,5% от всей территории страны, что составляет 255,6 млн. га. В границы ООПТ в значительном количестве случаев входят полностью или частично населенные пункты, в которых до последнего времени существовали серьезные проблемы как с приобретением прав на землю, так и ведением хозяйственной деятельности.
Однако, с принятием в конце 2020 года Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты РФ» от 30.12.2020 № 505 ситуация с экономической деятельностью и правами на объекты недвижимости в границах ООПТ в значительной степени разрешается. Закон устанавливает особенности земельных и градостроительных отношений в населённых пунктах, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий и вводит норму, устанавливающую тот факт, что оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав ООПТ федерального или регионального значения, не ограничивается.
Земельные участки в населенных пунктах ООПТ могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Такое положение не отменяет возможности влияния на пределы осуществления хозяйственной деятельности со стороны федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов РФ, в ведении которых находится конкретная ООПТ. Например, в законе закреплено, что Положением об ООПТ могут устанавливаться требования к градостроительному регламенту, а проект Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), применительно к территории населенного пункта, находящейся в границах ООПТ, подлежит согласованию с органом власти, в ведении которых находится соответствующий национальный парк или курорт. Обязательным приложением к проекту Правил землепользования и застройки для его утверждения, подготовленному применительно к территории населенного пункта, расположенного в границах ООПТ, является документ, подтверждающий согласование проекта ПЗЗ.
Итак, законодательство пошло навстречу нуждам лиц, проживающих в населенных пунктах, расположенных в ООПТ. Остается разобраться с порядком оформления прав на землю в рассматриваемых случаях и порядком получения разрешительных документов для нового строительства. В части вопросов приобретения прав на землю указывается, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством, то есть решение вопроса приобретения прав на землю в населенных пунктах ООПТ не содержит никаких особенностей и осуществляется в общем порядке.
Правда законодатели прописали и ряд запретов, в том числе:
- запрещается предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства - за пределами населенных пунктов, включенных в состав ООПТ. То есть все же в границах населенных пунктов указанные виды строительства разрешены;
- не допускается размещение линейных объектов в случае зонирования ООПТ - в границах ее функциональных зон, режим которых запрещает размещение таких линейных объектов.
В случае же осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах ООПТ разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория за исключением населенных пунктов, указанных в статье 3.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» – то есть в населенных пунктах разрешение на строительство выдается в общем порядке традиционно уполномоченными на это органами местного самоуправления.
Следовательно, с принятием Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты РФ» от 30.12.2020 № 505 оказалась решенной проблема развития населенных пунктов, которые оказались в границах особо охраняемых населенных территорий с одной оговоркой – границы населенных пунктов в обязательном порядке должны быть внесены в единый государственный реестр недвижимости.
Пресс-служба АСЭРГРУПП
16.04.2025