С 01.01.2024 начал действовать новый перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 N 2909-р (см. материал «С 1 января 2024 года будет действовать новый перечень веществ, подлежащих нормированию», размещенный 15.11.2023 на сайте:
https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/s-1-yanvarya-2024-goda-budet-deystvovat-novyy-perechen-veshchestv-podlezhashchikh-normirovaniyu-/?ysclid=lw4o10sdvm418018832) (далее – Перечень Распоряжения № 2909-р) взамен ранее действующего аналогичного перечня, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 г. N 1316-р (далее – Перечень Распоряжения № 1316-р).
Переходный период для включения новых веществ в природоохранную документацию установлен только для части новых веществ.
Вступление в силу нового перечня, отличающегося от старого, через 1,5 месяца после его утверждения вызвало множество вопросов у природопользователей. Ответы на них стали потихоньку появляться в письмах госорганов.
Письмом от 12.12.2023 N 12-47/47676 "О корректировке природоохранной документации" Минприроды России разъясняет, что в новых позициях раздела I Перечня Распоряжения N 2909-р, указаны приоритетные загрязняющие вещества, определенные Роспотребнадзором на основании результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в ходе проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в рамках федерального проекта "Чистый воздух". Видимо, это должно оправдывать факт отсутствия установленного переходного периода для применения этих новых позиций.
Речь о следующих пунктах перечня:
21. диЖелезо триоксид (железа оксид; железо сесквиоксид) /в пересчете на железо/
32. Натрий гидроксид (натр едкий)
47. Пыль абразивная (корунд белый, монокорунд)
48. Пыль аминопластов
49. Пыль асбестосодержащая (с содержанием хризотиласбеста до 10%) (по асбесту)
52. Пыль фенопластов резольного типа (Э2-330-02, У2-301-07)
59. Смолистые вещества (возгоны пека) в составе электролизной пыли выбросов производства алюминия
63. Углерод (пигмент черный или углеродсодержащий аэрозоль (сажа))
71. Хлор диоксид
75. Цинк сульфат /в пересчете на цинк/
140. Диоктилбензол-1,2-дикарбонат
Так как перечень в части этих позиций вступает в силу с 01.01.2024 года, то с этой даты природоохранная документация на объектах НВОС должна эти вещества содержать. На объектах II категории также формально должна быть проведена актуализация (несмотря на то, что сведения в реестр НВОС подаются согласно инвентаризации выбросов, в которой эти вещества и так должны быть).
Что касается платы за НВОС по новому перечню, то на официальном портале правовых актов уже появился проект ставок платы по новым веществам (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=144010#).
Применять ставки, установленные для новых веществ раздела I "Для атмосферного воздуха", являющиеся твердыми частицами, которые теперь четко поименованы в перечне, необходимо будет с 1 января 2024 года (то есть в отчетном периоде 2024 года). Плата за НВОС за 2024 год для таких веществ будет исчисляться какое-то время также с учетом повышающих коэффициентов в период отсутствия данных загрязняющих веществ в разрешительных документах, так как на переделку документации потребуется какое-то время. Для остальных новых позиций ставки начнут действовать с 1 января 2025 года.
Свою позицию по поводу внесения платы Минприроды России повторяет в письме от 23.11.2023 N 19-44/45037 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду".
Здесь разъясняемый вопрос связан с тем, что в Правилах исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881, сделана ссылка на действующий на момент их издания Перечень Распоряжения N 1316-р.
Минприроды России разъяснило, что механизм исчисления и внесения платы за НВОС заложен в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ). В иерархии нормативных правовых актов федеральные законы имеют приоритет в том числе и над актами Правительства РФ. В связи с этим утрата силы Распоряжения N 1316-р не дает оснований для неприменения в соответствии с Правилами № 881 нового перечня.
Росприроднадзор в связи с вступлением в силу нового перечня дал разъяснения по поводу согласования разрешительной документации на выбросы (письмо Росприроднадзора от 18.04.2024 N СР-09-03-34/13117 "О применении Перечня N 2909-р при предоставлении государственных услуг").
Проект НДВ, направляемый на утверждение в территориальный орган Росприроднадзора, должен учитывать загрязняющие вещества, подлежащие государственному регулированию с 01.01.2024, в том числе 11 загрязняющих веществ, включенных в раздел I Перечня Распоряжения N 2909-р указанных выше, при их наличии в выбросах. Росприроднадзор заявил, что можно разрабатывать документацию сразу с учетом веществ, ранее не содержащихся в перечне и требуемых к учету с 01.01.2025. Такая документация будет приниматься на рассмотрение уже в течение 2024 года.
Кроме того, госорганом отмечено, что указание в проекте НДВ или в инвентаризации выбросов наименований загрязняющих веществ не в полном соответствии с наименованиями загрязняющих веществ, приведенными в Перечне Распоряжения N 2909-р, не будет являться основанием для отказа в установлении нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, выдаче разрешения на выбросы и в выдаче комплексного экологического разрешения (КЭР). Внесение изменений в проект НДВ и в инвентаризацию выбросов в данном случае не требуется.