В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Эта же статья устанавливает, что работа по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) организуется органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Также органами государственной власти субъектов РФ определяется порядок подготовки и передачи соответствующих прогнозов по представлениям территориальных органов Росгидромета.
Однако при отданном на откуп регионам регулировании выбросов при НМУ, включая порядок передачи информации об их наступлении, приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899 утвержден Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее – Приказ № 899).
Поэтому в региональных НПА, регулирующих выбросы при НМУ, как правило, идет отсылка к Приказу № 899 (или цитирование его норм). При этом информацию о наступлении НМУ размещает территориальный орган Росгидромета, бывает также иные органы власти, задействованные регулированием субъекта РФ в схеме передачи информации. Однако не всегда при возложенной на региональные органы власти обязанности по опубликованию информации о наступлении НМУ, на их сайтах природопользователям удается найти необходимую информацию и найти ее своевременно.
При этом предприятию для выполнения нормы закона мало иметь согласованные мероприятия при НМУ. Необходимо наладить прием (или отслеживание на сайтах госорганов) оповещений о наступлении НМУ, вовремя реагировать на них, организуя проведение мероприятий в соответствии с согласованным планом, в некоторых регионах также присутствует обязанность отчитываться о проведенных мероприятиях.
Неисполнение обязанностей по выполнению мероприятий при НМУ может повлечь привлечение к административной ответственности и наложением штрафа по статье 8.1 КоАП РФ (статья предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей, а для юридических лиц от 20 000 до 100 000 рублей).
В одном из своих последних писем Минприроды России (см. письмо Минприроды России от 21.08.2024 N 12-47/33654 "О мероприятиях при НМУ") по вопросу организации оповещения владельцев источников выбросов организациями Росгидромета дает следующие разъяснения.
В силу Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" информация о состоянии окружающей среды разграничивается на информацию общего назначения и специализированную информацию.
Общий прогноз НМУ относится к информации общего назначения в соответствии с законодательством в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, и предоставляется для поселений или городских округов бесплатно (подлежит размещению на сайте Росгидромета).
При этом предприятию может быть представлен специализированный прогноз (с учетом места размещения предприятия, особенностей направления ветров в конкретном месте, специфики рассеивания загрязняющих веществ и др.) о наступлении НМУ территориальным управлением Росгидромета на договорной основе (п. 11 Порядка, утвержденного Приказом N 899).
Итак, наладить оповещения о НМУ можно несколькими способами:
- самостоятельно отслеживать информацию о НМУ на сайтах уполномоченных на ее размещение органов: территориальных органов Росгидромета и региональных органов власти;
- напрямую через региональный орган власти, если данный орган осуществляет такую услугу. Есть регионы, где это предусмотрено и при получении от хозяйствующего субъекта соответствующей заявки его информирование производится посредством смс-сообщений;
- путем заключения возмездного договора оказания услуг с Росгидрометом.
Наиболее надежный способ – последний вариант, т.к. смс-сообщение может не дойти, а человеческий фактор может служить причиной позднего обнаружения и реагирования на информацию на сайте.
На практике может быть такая ситуация. В рамках проверки инспектор проверяет журнал о наступлении НМУ. Обнаруживает в нём отсутствие записи на дату, в которую, по его сведениям, были НМУ. Делает вывод о том, что предприятие не выполняло мероприятия в данный период, что повлекло нанесение вреда здоровью человека, что является серьезным правонарушением. При наличии пострадавшего (например, зафиксированный приступ астмы у жителя близлежащего населенного пункта, в отношении которого было установлено НМУ) возможен иск о возмещении вреда. Последнее пока гипотетически, но исходя из вектора развития государственного и общественного экологического контроля можно предположить, что рано или поздно такая ситуация может оказаться реальной. Штраф за отсутствие записи в журнале НМУ по причине неисполнения штрафующим госорганом своей обязанности по уведомлению предприятия о НМУ в практике клиента компании ЭКОТИМ имел место. Справедливости ради следует отметить, что данный штраф был заменен на предупреждение на досудебной стадии с участием компании ЭКОТИМ, после чего юрист предприятия пошел оспаривать предупреждение в суд, и суд вынес решение, что предприятие обязано было само узнавать о НМУ. Однако юрист предприятия, проявивший самостоятельность, сам не знал, что такое НМУ, как и судья. В отличие от представителя государственного органа. В таких случаях суды предпочитают принимать решение в пользу государственного органа. Таким образом, необходимо четкое, подкрепленное соответствующими подписями, понимание процедуры уведомления о НМУ. Если это договор с Росгидрометом, в случае наступления неблагоприятных последствий для предприятия по причине неуведомления его о НМУ, предприятие будет иметь право регрессного иска к Росгидромету (данным правом рекомендуем воспользоваться).
Тем не менее, стоит обратить внимание на важность приема оповещений и выполнения мероприятий, так как даже пропуск оповещений по причине неразмещения информации на сайте уполномоченного органа не спасет предприятие от ответственности за невыполнение мероприятий. В связи с чем нам видятся более надежными схемы с налаживанием прямых связей по оповещению с Росгидрометом, путем заключения соответствующего договора, так как при вышеуказанном привлечении к ответственности в случае неоповещения по договору можно выставить регрессный иск оповещателю.