Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 N 2909-р (далее – Распоряжение № 2909-р) взамен старого Перечня веществ, подлежащих государственному регулированию, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р (далее – старый Перечень и Распоряжение № 1316-р) принят новый перечень веществ, подлежащих государственному регулированию (далее – новый Перечень). Часть позиций нового Перечня начала действовать с 01.01.2024, часть начнет действовать с 01.01.2025.
Для всех новых веществ, которые до 01.01.2024 года не подлежали госрегулированию, комментируемым постановлением Правительства РФ от 24.09.2024 N 1290 установлены ставки платы. Ставки платы за новые вещества установлены путем внесения изменений в постановление Правительства РФ от 17.04.2024 N 492, устанавливающее для расчета ставок платы, применяемых в 2024 году, дополнительный коэффициент 1,32 к ставкам платы на 2018 год, установленным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 913. Новые ставки платы вступают в силу также поэтапно – часть действует уже в 2024 году, часть будет применяться только с 2025 года.
При утверждении нового Перечня в конце 2023 года, видимо, предполагалось, что вещества раздела I "Для атмосферного воздуха", являющиеся твердыми частицами, не поименованные ранее в перечне, всё же учитывались природопользователями при нормировании, хотя напрямую законодательством такой обязанности установлено не было. Потому как времени на переделку разрешительной документации законодатель природопользователям, имеющим такие вещества в выбросах, не дал.
За такие вещества уже за 2024 год природопользователь должен заплатить по следующим ставкам:
Наименование вещества |
Ставка платы, руб. за 1 т загрязняющих веществ |
Класс опасности вещества |
диЖелезо триоксид (железа оксид; железо сесквиоксид)/в пересчете на железо/ |
204,04 |
3 |
Натрий гидроксид (натр едкий) |
2680,69 |
- |
Пыль абразивная (корунд белый, монокорунд) |
204,04 |
- |
Пыль аминопластов |
204,04 |
- |
Пыль асбестосодержащая (с содержанием хризотиласбеста до 10%) (по асбесту) |
137,45 |
1 |
Пыль фенопластов резольного типа (Э2-330-02, У2-301-07) |
204,04 |
- |
Смолистые вещества (возгоны пека) в составе электролизной пыли выбросов производства алюминия |
268,13 |
1 |
Углерод (пигмент черный или углеродсодержащий аэрозоль (сажа)) |
204,04 |
3 |
Хлор диоксид |
2680,69 |
- |
Цинк сульфат /в пересчете на цинк/ |
1008,71 |
2 |
1,2-Дихлорэтан |
9,85 |
2 |
Диоктилбензол-1,2-дикарбонат |
404,25 |
- |
Новые вещества, не содержащиеся в разрешительной документации в отчетный период, должны оплачиваться природопользователем с повышающим коэффициентом за сверхлимитные выбросы: коэффициент 25 – для объектов НВОС III категории (для объектов этой категории речь только о плате за вещества 1 и 2 классов опасности; класс опасности веществ справочно указан в таблице выше) и коэффициент 100 – для объектов НВОС I и II категорий. Логика следующая: отсутствие вещества в разрешительной документации означает, что по нему установлен нулевой объем возможный к выбросу, а количество, превышающее этот нулевой объем – сверхлимитный выброс.
И если авансовые платежи вносятся природопользователем по фактическим данным (то есть в декларации за 2023 год указан данный способ внесения авансовых платежей), то плату за эту часть новых веществ должен содержать уже платеж за 3 квартал 2024 года. А если впоследствии выяснится, что природопользователь не доплатил, то он может получить помимо пени еще и штраф по статье 8.41 КоАП РФ, в которой согласно сложившейся судебной практике случай недоплаты считается частным случаем «невнесения платы в установленные сроки» (такая позиция одобрена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации – см. п. 31 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды от 24 июня 2022 года).
Интересная ситуация получилась с платой за НВОС в части сбросов. Тут в 2024 году начала действовать ставка для одного нового вещества – БПК5.
Хотелось бы обратить внимание, что в действующем до 01.01.2024 года старом Перечне веществ было две позиции: БПК5 и БПКполн. При этом ставка платы была установлена только для БПКполн. По сути БПК (биохимическое потребление кислорода) - это количество растворённого кислорода, потребляемого за установленное время и в определённых условиях при биохимическом окислении содержащихся в воде органических веществ. БПК5 – потребление кислорода за 5 суток, БПКполн – показатель полного завершения процесса окисления. При этом на основании значения одного из этих показателей можно рассчитать другой (например, в Приказе Минприроды № 87 от 13.04.2009 г. «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства» используется коэффициент пересчета равный 1,43). В профессиональных кругах начались разговоры, что нормировать нужно оба показателя: и БКП5, и БПКполн. Но ведь если платить по двум позициям, то получится двойной учет одного и того же загрязнения, ведь первые 5 суток входят в понятие полного процесса окисления?
Выходит, что природопользователю нужно выбрать одну из позиций для нормирования. И логичнее было бы платить за общую массу веществ (хотя ставка для части от общего имеет больший размер, поэтому сумма платы вне зависимости от пути ее расчета должна получаться одинаковая). Зачем тогда установленная ставка для части от общего?
Заметим, что аналогичная ситуация сложилась с позициями «аммоний-ион» и «азот общий», при этом ставка по позиции «азот общий» начнет действовать с 2025 года, когда, возможно, уже будет понятна практика по плате за БПК.
Возникает также вопрос, который появился не сегодня, но при этом не перестает оставаться неразрешенным. Распоряжением № 1316-р утверждался «перечень загрязняющих веществ…», в котором в разделе II "Для водных объектов" устанавливались микробиологические показатели. Если утвержденным Перечнем, исходя из его названия, микробиологические показатели признаются загрязняющими веществами, почему за их сброс не взимается плата, если согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие взимается за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты? И Распоряжением 2909-р утверждается также «перечень загрязняющих веществ…», в который помимо микробиологии еще добавляются «Водородный показатель (pH)» и «Кислород растворенный», также не относимые к загрязняющим веществам…