В Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности внесены многочисленные правки в самых разных направлениях.
Во-первых, зафиксирован исключительно электронный способ подачи документов. Заявления в рамках процедур лицензирования лицензиат подает с использованием портала Госуслуг путем заполнения интерактивной формы.
Также, Положение в части лицензирования сбора отходов уточнено поправкой, что лицензирование деятельности по сбору отходов I - IV классов опасности производится за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения. Данное изменение распространено на правоотношения, возникшие с 1 марта 2023 г.
Скорее всего, это снова результат стремления госоргана играть буквой закона в свою пользу. Ситуация, когда в зданиях Госдумы и Совета Федерации не могли собирать батарейки, т.к. это лицензируемый вид деятельности, привела к желанию депутатов поправить закон так, чтобы эта деятельность перестала быть лицензируемой. Вместо того, чтобы убрать из лицензирования сбор, был введен термин «накопление» и сбор стал «в целях утилизации». Т.е. когда отходы собираются не в здании Госдумы, а уже на месте их утилизации. Какое-то время правоприменитель соглашался именно так понимать эту формулировку. Однако со временем память о мыслях законодателя выветрилась, и правоприменитель нашел «дыру» в определении. Что значит «сбор не в целях утилизации»? Даже в здании Госдумы батарейки собирают с целью отправить их потом на утилизацию. Таким образом, при желании можно отыграть утраченное обратно. Теперь в Положение о лицензировании внесли поправку (это же легче, чем править закон), которая уточняет, что законодатель имел в виду, что лицензируется сбор именно тогда, когда отходы собирает тот, для кого обращение с отходами – основной вид деятельности, а не когда батарейки собирают в здании Госдумы. Поэтому и действие нормы ввели задним числом: чтобы спасти тех, кто уже успел пострадать от нового подхода правоприменителя.
Скорректирован состав сведений, сообщаемых в заявлении. Он теперь соответствует лицензионным требованиям к каждому из лицензируемых видов деятельности. Для работников соискателя лицензии, допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, помимо реквизитов документов, подтверждающих наличие обучения, необходимого для работ с отходами I - IV классов опасности, также указываются СНИЛС и дата рождения.
По оборудованию, используемому для обработки, утилизации, обезвреживания также нужно указать: наименование используемого оборудования, количество, производственную мощность по каждому наименованию оборудования, дату ввода в эксплуатацию оборудования (при наличии нескольких типов оборудования указываются отдельно сведения по каждому наименованию оборудования либо технологической линии, включающей совокупность оборудования).
А в части утилизации также в заявлении указываются: сведения о коде и наименовании товара (продукции), планируемого к производству лицензиатом с использованием отходов I - IV классов опасности по ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В заявление о внесении изменений в реестр лицензий лицензиат включает сведения, представление которых предусмотрено для первоначального лицензирования соответствующего вида работ. При этом сведения и документы, представленные ранее в составе сведений и документов при предоставлении лицензии, повторно не представляются, если в них отсутствуют изменения, являющиеся основанием для внесения изменений в реестр лицензий.
Кроме этого положение дополнено положениями, необходимыми для реализации нового законодательства о расширенной ответственности производителя (РОП).
Так, в целях получения лицензии на утилизацию в случае, если планируется осуществление деятельности по утилизации отходов от использования товаров (ОИТ), нужно предоставлять вместе с заявлением:
-
копии технической документации (паспортов) на оборудование;
- копию технологического регламента организации, содержащего:
- общую схему процесса производства;
- описание (характеристики) используемых в производстве отходов, сырья, промежуточных продуктов, материалов;
- характеристику продукции, производимой в результате утилизации отходов I - IV классов опасности, реквизиты документов по стандартизации, в соответствии с которыми произведена продукция с приложением копий таких документов (за исключением случаев использования государственных стандартов);
- сведения о режиме и времени работы оборудования, а также количестве задействованных в процессе производства сотрудников, в том числе в зависимости от различных режимов работы оборудования;
- копии документов, подтверждающих установку автоматических средств измерения и учета используемых энергетических ресурсов (паспорта, договоры на эксплуатацию приборов учета, используемых энергетических ресурсов и иные документы) (в случае оснащения ими оборудования).
К числу случаев, устанавливающих необходимость внесения изменений в реестр лицензий, отнесены также изменение производственной мощности оборудования, используемого для осуществления работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности, изменение перечня товаров (продукции), производимых с использованием отходов I - IV классов опасности, при осуществлении работ по утилизации ОИТ.
Если такие изменения осуществляются в части утилизации ОИТ, то внесение изменений в реестр лицензий осуществляется по результатам проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям в связи с данным изменением. В случае если новые сведения предусматривают уменьшение производственной мощности оборудования, то изменения вносятся в реестр лицензий без проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
Также добавлены положения, регулирующие процедуру периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
Периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится 1 раз в 3 года. Исчисление указанного срока осуществляется со дня предоставления лицензии.
Заявление о периодическом подтверждении соответствия предоставляется лицензиатом в общем порядке не ранее чем за 1 год до наступления срока прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия.
По результатам периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям лицензирующим органом принимается одно из следующих решений:
-
о соответствии лицензиата лицензионным требованиям;
- о направлении лицензиату перечня выявленных нарушений лицензионных требований с указанием срока их устранения.
Поправлен и срок подготовки лицензирующим госорганом решений о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении, о внесении изменений в реестр лицензий, - он составляет 10 рабочих дней, а в случае отсутствия необходимости выездной проверки - 3 рабочих дня. Процедура периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям осуществляется в такой же срок. Срок принятия решения может быть продлен лицензирующим органом на 5 рабочих дней в случае необходимости проведения выездной оценки более 3 мест осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) в случае указания в заявлении более 100 видов отходов.
Внесение изменений в реестр лицензий в связи с изменением наименования работ, услуг в составе лицензируемого вида деятельности в связи с изменениями законодательства осуществляется лицензирующим органом самостоятельно и не требует проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям, подачи лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр лицензий. Полагаем при наличии в Положении такой оговорки, госорган сам поправит сведения в реестре лицензий, касающиеся сбора отходов в соответствии с изменениями, внесенными данным документом.
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года.