В части нарушений лесного законодательства КоАП РФ содержит статью 8.28.1, включающую 5 составов правонарушений, в том числе в части учета и транспортировки древесины и предоставления соответствующей информации об эти процессах в соответствующую государственную систему.
Основные нормы, устанавливающие границы ответственности транспортировщиков древесины и владельцев мест ее хранения и переработки, определены в "Лесном кодексе Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ.
Статья 50.1. Лесного кодекса РФ устанавливает, что учету подлежат древесина и продукция ее переработки, попадающие в соответствующий перечень (в настоящее время такой перечень установлен Распоряжением Правительства РФ от 13.06.2014 N 1047-р).
Перечень устанавливает номенклатуру древесины и продукции ее переработки, транспортирование, складирование, переработка которой обуславливает наличие обязанностей для транспортировщиков такой древесины, владельцев мест ее складирования и переработки (объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры) в соответствии с Лесным кодексом РФ. Таким образом, все описанные ниже обязанности касаются только номенклатуры Перечня.
Порядок учета установлен Правилами определения характеристик древесины и учета древесины, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2128.
Сведения о характеристиках древесины, соответствующие требованиям, установленным Правилами, вносятся в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса.
Нарушение данного требования наказывается по п.3 ст. 8.28.1, которая теперь вместо «нарушения порядка учета древесины» имеет следующий состав правонарушения:
«Внесение в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса сведений о характеристиках древесины, не соответствующих требованиям, установленным Правилами определения характеристик древесины и учета древесины».
Транспортируемая и поступившая на склад древесина (древесина и пиломатериалы, попадающие в Перечень) подлежит учету путем формирования соответствующих электронных документов и отчетов.
Перед транспортировкой древесины производится формирование собственниками древесины электронного сопроводительного документа. По прибытии транспортного средства в пункт назначения подаются сведения о прекращении действия документа.
Сопроводительный документ формируется в электронном виде с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней или специального, интегрированного с ней программного обеспечения, сведения о прекращении действия такого сопроводительного документа вносятся в указанную информационную систему.
Корректировка Законом № 165-ФЗ штрафов за транспортировку древесины без оформленного сопроводительного документа свелась к разбиению административного нарушения на 2 состава: первичное и повторное нарушение, а также установлению ответственности для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица отдельно.
Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ внес важные изменения в лесное законодательство, часть из которых уже вступила в силу и действует, а часть вступит в силу с 01.01.2025 года.
Так с 01.01.2025 сопроводительный документ необходимо будет формировать с использованием лесного реестра. А транспортные средства для транспортировки древесины автомобильным транспортом должны быть оборудованы системами спутниковой навигации, интегрированными с ГИС лесного комплекса.
В связи с чем в КоАП РФ введен новый состав нарушения – за отсутствие оборудования транспорта соответствующим образом.
Хранение заготовленной древесины после вывоза ее с лесосеки допускается исключительно в местах (пунктах) складирования древесины, сведения о которых внесены в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. А с 01.01.2025 данные сведения вносятся в лесной реестр.
Требования к размещению и характеристикам складов древесины установлены постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2017 "Об утверждении требований к размещению и характеристикам складов древесины". Так, данными Требованиями установлено, что склад древесины должен быть оснащен средствами фиксации транспортных средств.
С 01.01.2025 в КоАП РФ добавляется мера наказания за нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, в том числе в части оборудования их средствами фиксации транспортных средств, осуществляющих доставку древесины на такие склады, а также порядка внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр.
Аналогично с 01.01.2025 необходимо внесение сведений в лесной реестр об объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры и за невнесение таких сведений также вводится наказание.
Согласно п.4. ст. 50.4-1 Лесного кодекса РФ лица, которым на законных основаниях принадлежат склады древесины, в целях учета древесины подают отчет о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине (отчет о балансе древесины).
Отчет подается не позднее одного рабочего дня со дня наступления соответствующего события.
До 01.01.2025 отчет подается с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, либо единой государственной системы учета древесины и сделок с ней. С 01.01.2025 отчет подается в лесной реестр. Кроме этого, с 01.01.2025 в Лесной кодекс РФ вводится статья 93.5, предусматривающая необходимость предоставлять органам власти информацию для формирования лесного реестра.
В этой части в КоАП РФ также появилась соответствующая мера наказания.