До комментируемых изменений, методики расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух включались в Перечень расчетных методик Минприроды России на основании предоставленных Росприроднадзором сведений. Это были методики из ежегодно обновляемого перечня расчетных методик, который утверждался АО «НИИ Атмосфера».
Для включения в Перечень Минприроды новых методик существует отдельный порядок (утвержден приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 341), однако по нему до настоящего времени в Перечень ни одна методика не была включена. Теперь же добавлена первая такая методика – Методика расчёта выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания (железнодорожная техника) ПАО «НЛМК», Ростов-на-Дону, 2023 г.
При этом в перечне есть еще одна методика по расчету выбросов от железнодорожного транспорта: «Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом)». УралЮрИздат (1992 г.) (разделы 1, 4, 5.2, 5.13, 6-8) (п. 100 Перечня) (далее - Методика 1992 г.).
В части расчетов выбросов при движении железнодорожного транспорта по Методике 1992 г. проблемы могут возникнуть с полученными результатами по выбросам оксидов азота, которые получаются при довольно длительной работе тепловоза на промышленной площадке (как минимум, близкой ко времени осреднения выброса – 20 мин.) или близости источника выброса к нормируемым территориям. Однако в настоящее время есть возможность учета транспорта при инвентаризации выбросов как передвижного источника. Выбросы транспорта при расчете рассеивания загрязняющих веществ в данном случае могут быть учтены как фоновые выбросы. И тогда общий «негативный эффект» от рассчитанных высоких объемов выбросов по диоксиду азота отразится на результатах сводных расчетов, для проведения которых уполномоченный государственный орган должен запрашивать у природопользователей результаты инвентаризации передвижных источников.
Научно-технический прогресс не стоит на месте и поэтому стоит надеяться, что за 30 лет стали производиться более экологичные двигатели (как и в случае с автотранспортом, методика по расчету выбросов от которого была разработана 25 лет назад, и сегодня уже практически нет автомобилей, на которые она была рассчитана), что позволяет полагать, что новая методика более приближена к сегодняшней реальности.
Однако методика 1992 г. помимо непосредственно выбросов при движении железнодорожного транспорта дает возможность посчитать выбросы от следующих видов работ:
- рельсо-сварочные работы;
- работы по мойке узлов при их ремонте в сборочно-разборочных участках;
- работы по испытанию и обкатке двигателей после их ремонта;
- шпалопропиточные работы, работы по обслуживанию подвижного состава в депо.
Новая методика, судя по ее названию, содержит только расчетные подходы к определению выбросов непосредственно от движения железнодорожной техники - при сжигании топлива в двигателях внутреннего сгорания.
Самой методики в открытом доступе нет, в перечне на этот счет установлена поправка, что методика не может быть полностью или частично тиражирована и распространена без письменного разрешения ПАО «НЛМК», контакты для связи разработчика (ПАО «НЛМК») приведены. Полагаем, что при возникновении необходимости можно связаться с разработчиком и уточнить условия доступа к методике.