Новый закон об ограничении выбросов парниковых газов и климатическая отчетность бизнеса

03.11.2021
С 1 января 2022 года вступают в законную силу положения нового Федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов», который заложил правовые основы новой системы углеродного регулирования и закрепил ряд новых обязанностей для хозяйствующих субъектов. Так к чему же готовиться бизнесу с 2022 года?

Новый Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» содержит ряд очень важных новелл, которые уже играют значительную роль в выстраивании бизнес-стратегий крупных компаний и будут впоследствии менять правила игры на рынке, устанавливая новые обязательства не только для крупного, но и для малого и среднего бизнеса.

На кого распространяются новые правила? Федеральный закон устанавливает ряд обязанностей для так называемых «регулируемых организаций», под которыми понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна:

1. 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года;

2. 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года.

Указанные критерии будут утверждены Правительством РФ и должны включать перечни видов хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, и показатели такой деятельности (пункт 3 статьи 2, статья 7 Федерального закона).

Следует отметить, что понятие «парниковые газы» является достаточно широким по своему содержанию и включает в себя достаточно большое количество разновидностей газов. Согласно пункту 1 статьи 2 данного Федерального закона парниковые газы – это газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение. И к парниковым газам, помимо углекислого газа (CO2), традиционно относят ряд иных газов, например, метан, озон, оксид азота и ряд иных, выбросы которых в атмосферу вносят не меньший вклад в парниковый эффект, чем выбросы углекислого газа. Однако данным Федеральным законом и нормативными правовыми актами, которые будут приняты в развитие его положений, заложен подход, в соответствии с которым объемы выбросов иных парниковых газов оцениваются в эквиваленте выбросов углекислого газа.

Критерии отнесения к регулируемым организациям. В настоящее время уже разработан, проходит оценку регулирующего воздействия и иные согласования проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям», который, как представляется, должен быть утвержден до конца 2021 года. Приложением к данному постановлению Правительства РФ являются Перечень и показатели производственных процессов и (или) видов хозяйственной и иной деятельности, используемые для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям.

Данным Перечнем закрепляются виды хозяйственной и иной деятельности и производственные процессы, классифицированные по группам, с учетом видов парниковых газов, свойственных конкретному виду деятельности (при этом определяются виды деятельности, связанные с выбросами не только углекислого газа, но и метана, а также иных парниковых газов), показателей производственного процесса и (или) вида хозяйственной деятельности и иной деятельности, подлежащих оценке за отчетный период, а также коэффициентов удельных выбросов в эквиваленте диоксида углерода (углекислого газа).

Обязанность регулируемых организаций по представлению отчетов о выбросах парниковых газов, их форма и содержание. Отнесение хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, к одному из видов, закрепленных Перечнем, будет означать признание данных хозяйствующих субъектов регулируемой организацией и распространение на них ряда обязанностей. В частности, для регулируемых организаций устанавливается обязанность по ежегодному представлению в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (которым должна быть Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы) отчетов о выбросах парниковых газов до 1 июля года, следующего за отчетным. При этом для хозяйствующих субъектов, не относящихся к регулируемым организациям, установлено право представлять такие отчеты в аналогичном порядке.

Отчет о выбросах парниковых газов должен содержать:

1. информацию о массе выбросов парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, за календарный год;

2. исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов.

Порядок и форма отчетов о выбросах парниковых газов и порядок их представлению должен быть утвержден Правительством РФ. Минэкономразвития России уже подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчетов о выбросах парниковых газов, Правил создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и внесении изменений в Правила создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования». Данным проектом постановления Правительства РФ устанавливается не только порядок представления и проверки отчетов, но и форма такого отчета, а также порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов.

Верификация отчетов о выбросах парниковых газов. В настоящее время уже подготовлены изменения в Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», устанавливающие требование по верификации отчетов о выбросов парниковых газов до их представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Верификация должна будет осуществляться юридическим лицом, аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов, и не являющимся аффилированным лицом регулируемой организации или иной организации, предоставляющей отчет о выбросах парниковых газов. При этом до включения в реестр выбросов парниковых газов отчеты о их выбросах будут подлежать проверке на полноту заполнения и комплектность в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Некомплектные и неполные отчеты о выбросах парниковых газов не будут включаются в реестр выбросов парниковых газов

Юридическая ответственность за нарушение правил предоставления отчетов о выбросах парниковых газов. Как за несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов, так и за представление в таком отчете недостоверной информации законодательством Российской Федерации будет предусмотрена юридическая ответственность.
Для данных целей Минэкономразвития России также уже подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Данным законопроектом предлагается дополнение КоАП РФ новой специальной статьей 13.19.5, которой устанавливается административная ответственность за непредставление регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган отчетов о выбросах парниковых газов, либо представление отчетов с нарушением порядка, либо их представление не в полном объеме, либо представление в отчетах недостоверной информации. За совершение указанных правонарушений для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц предусматривается наложение административного наказания в виде штрафа, максимальный размер которого по данной статье составляет сумму в один миллион рублей.

Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Федеральный закон от 04.08.2023 № 476-ФЗ
В субъектах РФ может появиться своя система расчета массы ТКО для оплаты услуг региональных операторов
={this.Name}
АСЭРГРУПП в партнерстве с ЭКОТИМ
25.09.2023
Федеральный закон от 04.08.2023 N 483-ФЗ
Любое контролируемое лицо теперь может инициировать проведение контролирующим органом профилактического визита
={this.Name}
АСЭРГРУПП в партнерстве с ЭКОТИМ
18.09.2023
Утвержден порядок подготовки Единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования
Особенности подготовки Единого документа и внесения в него изменений позволяют снять ряд процедур, предусмотренных в градостроительном праве
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.09.2023
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...