Профессиональное обучение 
для руководителей, юристов 
и отраслевых специалистов

Климатические проекты как основа низкоуглеродного развития России

28.11.2021
Новая система углеродного регулирования, появившаяся с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», закрепила возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности путем создания климатических проектов, реализация которых позволит создавать и выпускать в обращение новые углеродные единицы.

Возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности в настоящее время вызывает повышенный интерес у хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с выбросами парниковых газов. Новая система углеродного регулирования, введенная с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее – Закон о парниковых газах), предусматривает, пожалуй, единственную возможность уменьшения углеродного следа хозяйственной деятельности при невозможности снижения уровня выбросов парниковых газов – путем реализации так называемых климатических проектов.

Реализация климатических проектов позволяет создавать новые углеродные единицы, выпускать их в обращение, зачислять их на специальный счет, производить их зачет, снижая тем самым углеродный след деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с выбросом парниковых газов. Именно этим обусловлено особое внимание к вопросам финансирования и реализации климатических проектов, в особенности, к верификации их результатов, порядку включения этих результатов в Реестр углеродных единиц, выпуску их в обращение.

 

Карбоновые полигоны. Большую популярность в настоящее время получила деятельность по созданию такой разновидности климатических проектов как карбоновые полигоны, на которых будут проводиться соответствующие научные исследования – будут изучаться возможности поглотительной способности конкретных экосистем и природных объектов.

В феврале 2021 года Минобрнауки России с участием университетов и научных организаций запустило пилотный проект по созданию на территории регионов России карбоновых полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса. В первый год реализации проекта карбоновые полигоны будут созданы в Чеченской Республике, Краснодарском крае, Калининградской, Новосибирской, Сахалинской, Свердловской и Тюменской областях. При этом на территории карбоновых полигонов планируется осуществлять не только научную, но и образовательную деятельность.

 

Климатический проект: понятие и содержание. Под климатическим проектом понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов, реализуемых исполнителем климатического проекта – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункты 7 и 8 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Реализация климатических проектов осуществляется исключительно на добровольной основе, поскольку добровольность их реализации является одним из принципов ограничения выбросов парниковых газов, а юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе, а не обязаны их реализовывать (пункт 4 статьи 3, пункт 1 статьи 9 Закона о парниковых газах).

Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 9 Закона о парниковых газах). В настоящее время такие Критерии пока не утверждены, однако сейчас уже можно утверждать, что они будут весьма вариативными ввиду большого многообразия разновидностей климатических проектов, которые уже спроектированы и начинают реализовываться.     

Осенью 2021 года Минэкономразвития России были подготовлены два проекта приказа Минэкономразвития России «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта» (ID проекта 01/02/06-21/00117055, ID проекта 02/08/11-21/00122519).

Поддержка деятельности по реализации климатических проектов должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом Правительство РФ вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты (пункты 8 и 9 статьи 9 Закона о парниковых газах). Однако система мер государственной поддержки климатических проектов на законодательном уровне пока еще не утверждена – в Законе о парниковых газах соответствующая система мер пока отсутствует.

Следует предположить, что в качестве мер поддержки климатических проектов возможно применение всего инструментария, предусмотренного для «зеленого» финансирования проектов и инициатив в области устойчивого развития, предусмотренного принятыми недавно распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».

Подробнее о правовом механизме «зеленого» финансирования проектов и инициатив в области устойчивого развития: ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ И ИНИЦИАТИВ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

    

Верификация результатов климатического проекта. Результаты реализации климатических проектов, в частности, реальное снижение углеродного следа с их помощью, нуждается в тщательной проверке и научной оценке, которые проводятся в ходе их верификации. От правильной оценки результатов реализации климатических проектов зависит возможность выпуска углеродных единиц в обращение. Отчеты о выполнении климатических проектов подлежат верификации для выпуска в обращение углеродных единиц (пункт 4 статьи 9 Закона о парниковых газах).

Верификация результатов реализации климатического проекта – это проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта (пункт 10 статьи 1 Закона о парниковых газах), при этом такая верификация осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (пункт 5 статьи 9 Закона о парниковых газах).

Форма отчета, составляемого в ходе верификации климатического проекта, и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 9 Закона о парниковых газах).

В настоящее время подготовлен и проходит оценку регулирующего воздействия проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 02/07/10-21/00121678) (далее – проект Правил). В соответствии с проектом Правил верификация будет проводиться в отношении включенной в отчет о реализации климатического проекта информации о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта, подготовленный в соответствии с установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти формой (также будет утверждена Минприроды России в ближайшее время).

Верификация будет осуществляться органом по верификации – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов и не являющимся аффилированным лицом с исполнителем климатического проекта или иного лица, с которым у исполнителя климатического проекта заключен договор о подготовке отчета о реализации климатического проекта. Первым аккредитованным органом по верификации в Российской Федерации в ноябре 2021 года стал Российский университет дружбы народов (в лице Института экологии Университета).  

Верификация будет проводится на основании договора на проведение верификации, заключенного между органом по верификации и заказчиком верификации (исполнителем климатического проекта или иным лицом). По результатам проведения верификации органом по верификации будет готовиться отчет о верификации (включающий заключение о верификации), который будет утверждаться и подписываться руководителем органа по верификации.

В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов" в части верификации отчетов о выбросах парниковых газов» (ID проекта 02/04/09-21/00120026). Указанным законопроектом предлагается ввести специальную процедуру по валидации климатического проекта.

Данная процедура наряду с верификацией отчета о реализации климатического проекта, должна осуществляться юридическими лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов и не являющимися аффилированными лицами с исполнителем климатического проекта или иным лицом, предоставляющим климатический проект, в порядке, установленном Правительством РФ.

При этом валидированные сведения о климатических проектах, планируемых к реализации на территории Российской Федерации, должны включаться в Реестр углеродных единиц, а для выпуска в обращение углеродных единиц, полученных в результате реализации климатического проекта, отчет о реализации климатического проекта подлежит верификации.

 

Учет углеродных единиц. Под углеродной единицей понимается верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа (пункт 9 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Учет углеродных единиц осуществляется путем ведения их Реестра. Реестр углеродных единиц представляет собой систему, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними (пункт 12 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Следует отметить, что в Российской Федерации в соответствии с требованиями Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата ранее уже создавался Российский реестр углеродных единиц (см. распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 215-р «О создании российского реестра углеродных единиц», приказ МПР России № 121, Минэкономразвития России № 148 от 7 мая 2007 г. «Об утверждении Порядка формирования и ведения российского Реестра углеродных единиц») и его администратором назначались различные организации (с 2006 по 2015 гг. –

ФГУП «Федеральный центр геоэкологических систем», с 2015 г. – ФГБУ «Российский фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Минприроды России»).

Однако учитывая фактическое отсутствие системы обязательных отчетов о выбросах парниковых газов, обращения углеродных единиц и обязательности их учета до принятия введения в действие Закона о парниковых газах, данный Реестр не носил обязательного характера и не отражал фактического положения вещей в части выбросов парниковых газов.   

В настоящее время согласно статье 10 Закона о парниковых газах Реестр углеродных единиц содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц.

Создание и ведение реестра углеродных единиц, а также проведение операций с углеродными единицами в таком реестре осуществляется оператором в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В Реестр углеродных единиц включается следующая информация:

1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица);

2) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;

3) основной государственный регистрационный номер;

4) идентификационный номер налогоплательщика;

5) сведения о реализации климатического проекта и об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате его реализации;

6) сведения о верификации результатов реализации климатического проекта;

7) сведения об операциях с углеродными единицами;

8) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.

В настоящее время Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в таком реестре» (ID проекта 02/07/10-21/00121226). Данным проектом определяются правила создания и ведения Реестра углеродных единиц, регистрации в реестре климатических проектов, проведения операций с углеродными единицами в Реестре.

При этом Реестр является информационной системой и предназначен для регистрации климатических проектов, ведения учета углеродных единиц и проведения операций с углеродными единицами всех видов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Минэкономразвития России также уже подготовлены проекты Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» (ID проекта 02/07/10-21/00121676), а также «Об утверждении формы типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» (ID проекта 02/07/10-21/00121659), которые проходят оценку регулирующего воздействия и, возможно, могут быть утверждены в ближайшее время.

Оператором Реестра углеродных единиц может быть назначена небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (см. проект Постановления Правительства РФ «Об операторе реестра углеродных единиц» (ID проекта 01/01/09-21/00120009)).

 

Обращение и зачет углеродных единиц. Создание углеродных единиц и необходимость их зачета для целей снижения углеродного следа хозяйственной деятельности, связанной с выбросами парниковых газов, потребовало создание системы оборота указанных единиц и возможности операций с ними, которая получила название системы обращения углеродных единиц.

Обращение углеродных единиц – это совокупность операций, проводимых при передаче углеродных единиц (пункт 16 статьи 1 Закона о парниковых газах). При этом обращение углеродных единиц осуществляется в целях создания благоприятных экономических условий для использования результатов реализации климатических проектов и стимулирования деятельности по реализации таких проектов (пункт 1 статьи 11 Закона о парниковых газах).

Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в Реестре углеродных единиц, при этом выпущенные в обращение углеродные единицы учитываются при оценке достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов (пункты 6 и 7 статьи 9 Закона о парниковых газах).

В системе обращения углеродных единиц возможно осуществление различных операций с углеродными единицами. Под такими операциями понимаются действия с углеродными единицами, регистрируемые в реестре углеродных единиц (пункт 18 статьи 1 Закона о парниковых газах). При этом выпуск в обращение углеродных единиц и их зачет являются всего лишь разновидностями указанных операций.

Участником обращения углеродных единиц является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющиеся:

-         исполнителем климатического проекта;

-         и (или) владельцем углеродных единиц;

-         и (или) лицом, имеющим счет в реестре углеродных единиц (пункт 17 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Зачет углеродных единиц, под которым понимается аннулирование углеродных единиц путем списания их со счета владельца углеродных единиц и зачисления на счет изъятия из обращения (статьи 19 статьи 1 Закона о парниковых газах).

Утверждение документов национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе в отношении реализации климатических проектов и определения углеродного следа, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (пункт 3 статьи 5 Закона о парниковых газах).

Выпущенные в обращение углеродные единицы оператор зачисляет на счет исполнителя климатического проекта. При этом удостоверением выпуска в обращение углеродных единиц и права на них владельца углеродных единиц являются записи по счету в реестре углеродных единиц и выписки по данному счету (пункт 7 статьи 10 Закона о парниковых газах).

Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем формирование правового механизма оборота углеродных единиц, который позволяет обеспечить стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, связанной с выбросами парниковых газов, к снижению своего углеродного следа и реализации климатических проектов, которые будут способствовать постепенному достижению общенациональных показателей сокращения выбросов парниковых газов.

Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Один многоквартирный дом – один земельный участок?
О позиции Росреестра по вопросу регистрации общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом и вопросе расположения на одном участке нескольких многоквартирных домов.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
19.05.2022
Какие послабления земельного права приняты сегодня в регионах
Примеры арендной платы за земельный участок за 1 рубль, иные льготы по арендной плате. Отмена общественных обсуждений и публичных слушаний и иные послабления требований земельного права.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
11.05.2022
«Этап строительства» - что это за понятие
Скорректировано определение «этапа строительства». Особенности применения градостроительного права на отдельных этапах строительства. Особенности этапов строительства линейных объектов.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
06.05.2022
Экспертиза проектной документации и экологическая экспертиза упрощены
Перечень объектов, освобожденных от экологической экспертизы проектной документации, от историко-культурной экспертизы. Уточненные возможности отказа от проведения повторной экспертизы проектной документации.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
29.04.2022
Утверждены особенности регулирования земельных отношений в 2022 году
О новых случаях предоставления земельных участков без торгов, сокращении вдвое сроков различных процедур земельного права и особенностях подготовки схемы расположения земельного участка.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
26.04.2022
Как организовать выездной прием и курьерскую доставку для кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости
О возможности вызова представителя Роскадастра к заявителю. Условия подачи заявки. Курьерская доставка итоговых документов заявителю. Расценки на услуги.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.04.2022
Строительство одного объекта на нескольких земельных участках
Новые условия градостроительного права, допускающие возможность строительства на нескольких участках площадного объекта. Три условия, которым должны соответствовать земельные участки, правила выдачи ГПЗУ и разрешения на строительства.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
12.04.2022
Особенности градостроительных отношений в 2022 году
Перечень случаев, снимающих требования Градостроительного кодекса РФ на период до 1 января 2023 года в части получения ГПЗУ, подготовки документации по планировке территории, выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
06.04.2022
Реконструкция и капитальный ремонт существующих линейных объектов – состав и содержание требований к проектированию
Реконструкция и капитальный ремонт существующих линейных объектов. Состав и содержание требований и условий к архитектурно-строительному проектированию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
25.03.2022
Как гражданину приобрести права на земельный участок под неоформленным жилым домом
О порядке и условиях оформления права собственности гражданина на земельный участок под жилым домом, построенным до 14 мая 1998 года, права на который также не оформлены.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
22.03.2022
Земельный участок под многоквартирным домом
Новое понятие многоквартирного дома. Статус земельного участка под домом. Образование земельного участка под домом на основании схемы. Сроки вступления данного послабления.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.03.2022
Особенности регулирования земельных отношений в 2022 году
Новые полномочия Правительства РФ по установлению особенностей применения градостроительного и земельного права. Льготы по аренде земли и платы за нее. Отказ или сокращение сроков проведения общественных обсуждений или публичных слушаний и др. особенности.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.03.2022
Момент признания объектов незавершенного строительства объектами недвижимости
Объект незавершенного строительства как объект недвижимости. Федеральный реестр таких объектов. Основания включения объектов в реестр. Момент признания объекта незавершённого строительства объектом права, подлежащего регистрации и кадастровому учету.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
16.03.2022
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...