Возможность снижения углеродного следа хозяйственной деятельности в настоящее время вызывает повышенный интерес у хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с выбросами парниковых газов. Новая система углеродного регулирования, введенная с принятием Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» (далее – Закон о парниковых газах), предусматривает, пожалуй, единственную возможность уменьшения углеродного следа хозяйственной деятельности при невозможности снижения уровня выбросов парниковых газов – путем реализации так называемых климатических проектов.
Реализация климатических проектов позволяет создавать новые углеродные единицы, выпускать их в обращение, зачислять их на специальный счет, производить их зачет, снижая тем самым углеродный след деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с выбросом парниковых газов. Именно этим обусловлено особое внимание к вопросам финансирования и реализации климатических проектов, в особенности, к верификации их результатов, порядку включения этих результатов в Реестр углеродных единиц, выпуску их в обращение.
Карбоновые полигоны. Большую популярность в настоящее время получила деятельность по созданию такой разновидности климатических проектов как карбоновые полигоны, на которых будут проводиться соответствующие научные исследования – будут изучаться возможности поглотительной способности конкретных экосистем и природных объектов.
В феврале 2021 года Минобрнауки России с участием университетов и научных организаций запустило пилотный проект по созданию на территории регионов России карбоновых полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса. В первый год реализации проекта карбоновые полигоны будут созданы в Чеченской Республике, Краснодарском крае, Калининградской, Новосибирской, Сахалинской, Свердловской и Тюменской областях. При этом на территории карбоновых полигонов планируется осуществлять не только научную, но и образовательную деятельность.
Климатический проект: понятие и содержание. Под климатическим проектом понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов, реализуемых исполнителем климатического проекта – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункты 7 и 8 статьи 1 Закона о парниковых газах).
Реализация климатических проектов осуществляется исключительно на добровольной основе, поскольку добровольность их реализации является одним из принципов ограничения выбросов парниковых газов, а юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе, а не обязаны их реализовывать (пункт 4 статьи 3, пункт 1 статьи 9 Закона о парниковых газах).
Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 9 Закона о парниковых газах). В настоящее время такие Критерии пока не утверждены, однако сейчас уже можно утверждать, что они будут весьма вариативными ввиду большого многообразия разновидностей климатических проектов, которые уже спроектированы и начинают реализовываться.
Осенью 2021 года Минэкономразвития России были подготовлены два проекта приказа Минэкономразвития России «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта» (ID проекта 01/02/06-21/00117055, ID проекта 02/08/11-21/00122519).
Поддержка деятельности по реализации климатических проектов должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом Правительство РФ вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты (пункты 8 и 9 статьи 9 Закона о парниковых газах). Однако система мер государственной поддержки климатических проектов на законодательном уровне пока еще не утверждена – в Законе о парниковых газах соответствующая система мер пока отсутствует.
Следует предположить, что в качестве мер поддержки климатических проектов возможно применение всего инструментария, предусмотренного для «зеленого» финансирования проектов и инициатив в области устойчивого развития, предусмотренного принятыми недавно распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2021 г. № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».
Подробнее о правовом механизме «зеленого» финансирования проектов и инициатив в области устойчивого развития: ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ «ЗЕЛЕНОГО» ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ И ИНИЦИАТИВ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Верификация результатов климатического проекта. Результаты реализации климатических проектов, в частности, реальное снижение углеродного следа с их помощью, нуждается в тщательной проверке и научной оценке, которые проводятся в ходе их верификации. От правильной оценки результатов реализации климатических проектов зависит возможность выпуска углеродных единиц в обращение. Отчеты о выполнении климатических проектов подлежат верификации для выпуска в обращение углеродных единиц (пункт 4 статьи 9 Закона о парниковых газах).
Верификация результатов реализации климатического проекта – это проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта (пункт 10 статьи 1 Закона о парниковых газах), при этом такая верификация осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (пункт 5 статьи 9 Закона о парниковых газах).
Форма отчета, составляемого в ходе верификации климатического проекта, и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 9 Закона о парниковых газах).
В настоящее время подготовлен и проходит оценку регулирующего воздействия проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 02/07/10-21/00121678) (далее – проект Правил). В соответствии с проектом Правил верификация будет проводиться в отношении включенной в отчет о реализации климатического проекта информации о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов или об увеличении поглощения парниковых газов в результате реализации климатического проекта, подготовленный в соответствии с установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти формой (также будет утверждена Минприроды России в ближайшее время).
Верификация будет осуществляться органом по верификации – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованным в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов и не являющимся аффилированным лицом с исполнителем климатического проекта или иного лица, с которым у исполнителя климатического проекта заключен договор о подготовке отчета о реализации климатического проекта. Первым аккредитованным органом по верификации в Российской Федерации в ноябре 2021 года стал Российский университет дружбы народов (в лице Института экологии Университета).
Верификация будет проводится на основании договора на проведение верификации, заключенного между органом по верификации и заказчиком верификации (исполнителем климатического проекта или иным лицом). По результатам проведения верификации органом по верификации будет готовиться отчет о верификации (включающий заключение о верификации), который будет утверждаться и подписываться руководителем органа по верификации.
В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов" в части верификации отчетов о выбросах парниковых газов» (ID проекта 02/04/09-21/00120026). Указанным законопроектом предлагается ввести специальную процедуру по валидации климатического проекта.
Данная процедура наряду с верификацией отчета о реализации климатического проекта, должна осуществляться юридическими лицами, аккредитованными в национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов и не являющимися аффилированными лицами с исполнителем климатического проекта или иным лицом, предоставляющим климатический проект, в порядке, установленном Правительством РФ.
При этом валидированные сведения о климатических проектах, планируемых к реализации на территории Российской Федерации, должны включаться в Реестр углеродных единиц, а для выпуска в обращение углеродных единиц, полученных в результате реализации климатического проекта, отчет о реализации климатического проекта подлежит верификации.
Учет углеродных единиц. Под углеродной единицей понимается верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе парниковых газов, эквивалентной 1 тонне углекислого газа (пункт 9 статьи 1 Закона о парниковых газах).
Учет углеродных единиц осуществляется путем ведения их Реестра. Реестр углеродных единиц представляет собой систему, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними (пункт 12 статьи 1 Закона о парниковых газах).
Следует отметить, что в Российской Федерации в соответствии с требованиями Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата ранее уже создавался Российский реестр углеродных единиц (см. распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 215-р «О создании российского реестра углеродных единиц», приказ МПР России № 121, Минэкономразвития России № 148 от 7 мая 2007 г. «Об утверждении Порядка формирования и ведения российского Реестра углеродных единиц») и его администратором назначались различные организации (с 2006 по 2015 гг. –
ФГУП «Федеральный центр геоэкологических систем», с 2015 г. – ФГБУ «Российский фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды Минприроды России»).
Однако учитывая фактическое отсутствие системы обязательных отчетов о выбросах парниковых газов, обращения углеродных единиц и обязательности их учета до принятия введения в действие Закона о парниковых газах, данный Реестр не носил обязательного характера и не отражал фактического положения вещей в части выбросов парниковых газов.
В настоящее время согласно статье 10 Закона о парниковых газах Реестр углеродных единиц содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц.
Создание и ведение реестра углеродных единиц, а также проведение операций с углеродными единицами в таком реестре осуществляется оператором в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В Реестр углеродных единиц включается следующая информация:
1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица);
2) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;
3) основной государственный регистрационный номер;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) сведения о реализации климатического проекта и об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате его реализации;
6) сведения о верификации результатов реализации климатического проекта;
7) сведения об операциях с углеродными единицами;
8) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Минэкономразвития России разработан проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения реестра углеродных единиц, а также проведения операций с углеродными единицами в таком реестре» (ID проекта 02/07/10-21/00121226). Данным проектом определяются правила создания и ведения Реестра углеродных единиц, регистрации в реестре климатических проектов, проведения операций с углеродными единицами в Реестре.
При этом Реестр является информационной системой и предназначен для регистрации климатических проектов, ведения учета углеродных единиц и проведения операций с углеродными единицами всех видов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Минэкономразвития России также уже подготовлены проекты Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» (ID проекта 02/07/10-21/00121676), а также «Об утверждении формы типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» (ID проекта 02/07/10-21/00121659), которые проходят оценку регулирующего воздействия и, возможно, могут быть утверждены в ближайшее время.
Оператором Реестра углеродных единиц может быть назначена небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (см. проект Постановления Правительства РФ «Об операторе реестра углеродных единиц» (ID проекта 01/01/09-21/00120009)).
Обращение и зачет углеродных единиц. Создание углеродных единиц и необходимость их зачета для целей снижения углеродного следа хозяйственной деятельности, связанной с выбросами парниковых газов, потребовало создание системы оборота указанных единиц и возможности операций с ними, которая получила название системы обращения углеродных единиц.
Обращение углеродных единиц – это совокупность операций, проводимых при передаче углеродных единиц (пункт 16 статьи 1 Закона о парниковых газах). При этом обращение углеродных единиц осуществляется в целях создания благоприятных экономических условий для использования результатов реализации климатических проектов и стимулирования деятельности по реализации таких проектов (пункт 1 статьи 11 Закона о парниковых газах).
Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в Реестре углеродных единиц, при этом выпущенные в обращение углеродные единицы учитываются при оценке достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов (пункты 6 и 7 статьи 9 Закона о парниковых газах).
В системе обращения углеродных единиц возможно осуществление различных операций с углеродными единицами. Под такими операциями понимаются действия с углеродными единицами, регистрируемые в реестре углеродных единиц (пункт 18 статьи 1 Закона о парниковых газах). При этом выпуск в обращение углеродных единиц и их зачет являются всего лишь разновидностями указанных операций.
Участником обращения углеродных единиц является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, являющиеся:
- исполнителем климатического проекта;
- и (или) владельцем углеродных единиц;
- и (или) лицом, имеющим счет в реестре углеродных единиц (пункт 17 статьи 1 Закона о парниковых газах).
Зачет углеродных единиц, под которым понимается аннулирование углеродных единиц путем списания их со счета владельца углеродных единиц и зачисления на счет изъятия из обращения (статьи 19 статьи 1 Закона о парниковых газах).
Утверждение документов национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе в отношении реализации климатических проектов и определения углеродного следа, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (пункт 3 статьи 5 Закона о парниковых газах).
Выпущенные в обращение углеродные единицы оператор зачисляет на счет исполнителя климатического проекта. При этом удостоверением выпуска в обращение углеродных единиц и права на них владельца углеродных единиц являются записи по счету в реестре углеродных единиц и выписки по данному счету (пункт 7 статьи 10 Закона о парниковых газах).
Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем формирование правового механизма оборота углеродных единиц, который позволяет обеспечить стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, связанной с выбросами парниковых газов, к снижению своего углеродного следа и реализации климатических проектов, которые будут способствовать постепенному достижению общенациональных показателей сокращения выбросов парниковых газов.