В Российской Федерации реализуется значительное количество видов надзора и контроля федерального и регионального уровня. Так, на федеральном уровне различные виды надзора реализуют: МЧС России, МВД России, ФАС России, Россельхознадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, ФТС России, Роспотребнадзор, ФНС России, Ростехнадзор и Роструд. Перечисленные федеральные органы власти реализуют полномочия по 45 видам надзора.
До самого последнего времени каждый из органов власти, реализующих надзорные полномочия, руководствовался ведомственными актами, однако Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 июля 2021 года, вводит единые принципы и механизмы осуществления различных видов надзора и контроля.
В развитие принятого в прошлом году специального закона о надзоре и контроле были подготовлены изменения сразу в 133 федеральных закона, в каждом из которых уточнены положения об осуществлении различных видов надзора и контроля. Эти изменения были приняты в виде Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 68 которого вносятся изменения в Градостроительный кодекс РФ, регулирующие обновленные требования к строительному надзору.
Итак, что же нового с 1 июля 2021 года будет в статье 54 Градостроительного кодекса РФ, посвященной строительному надзору?
Строительный надзор предлагается по-прежнему осуществлять на федеральном и региональном уровне. Сохраняется и требование согласования в Минстрое России кандидатуры руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного контроля (надзора), по предложению высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Также теперь указывается, что строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, а также, что важно, и в отношении объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены, за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. То есть новая редакция уточняет, что строительный надзор может осуществляться до тех пор, пока застройщик не получит разрешение на ввод объекта.
В обновленной редакции статьи 54 Градостроительного кодекса РФ уточнен и предмет строительного надзора. Не перечисляя старые нормы о предмете строительного надзора ниже перечисляю только появившиеся новые моменты о предмете строительного надзора:
- соблюдение соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
- соблюдение соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства.
То есть, теперь надзор будет не только за наличием разрешения на строительство, но и за соблюдением того, что строится установленным параметрам. Дополнительно необходимо отметить, что новым в строительном надзоре становится и надзор за консервацией строящегося объекта, если работы прекращены или их приостановлены застройщиком более чем на шесть месяцев.
Что явно должно вызвать поддержку со стороны застройщиков, так это то, что в случае осуществления строительного надзора в отношении строящегося/реконструируемого объекта не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный пожарный надзор;
2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор);
3) государственный экологический контроль (надзор), за исключением экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах и т.д.
В соответствующие отраслевые законы (о пожарном надзоре и т.д.) внесены дополнения, в которых указывается, например, что, если при строительстве/реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление строительного надзора органом власти в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. То есть, органы, наделённые полномочиями на осуществление строительного надзора, в рамках своих мероприятий будут еще оценивать объекты и на соблюдение противопожарных, санитарно-эпидемиологических и экологических требований.
Обращает на себя и тот факт, что теперь в Градостроительном кодексе РФ нашли отражение требования к составлению надзорным органом плана проверок. Сказано, что программа проверок формируется не позднее чем через десять рабочих дней после поступления от застройщика извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства. Программа формируется на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий.
Отдельно оговаривается и вопрос надзора за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями. В частности, указывается, в случае, если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней, направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. А дальше уже вступают в силу нормы гражданского законодательства об объектах самовольного строительства. А это уже совсем другая история.
Пресс-служба АСЭРГРУПП
16.04.2025