Нужно признать, что Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – ФЗ № 384) на протяжении всего срока его применения уточнялся лишь один раз в 2013 году.
Федеральный закон от 25.12.2023 N 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" оказался вторым законодательным актом, изменяющим ряд положений ФЗ № 384.
Законодатели предприняли попытку усовершенствовать понятийный аппарат ФЗ №384. В частности, переписали термин «сеть инженерно-технического обеспечения». И если в прежней редакции указанная сеть была совокупностью сооружений, то в новой редакции термина получилось, что сеть – это сеть. Убрав из определения слова «трубопроводы, коммуникации» и два раза в определении указав слово «сеть» законодатели решили, что внесли ясность в терминологию.
Уточнен и объект технического регулирования. Понятно, что речь идет о зданиях и сооружениях. Но в новой редакции части 1 статьи 3 ФЗ №384 перечислен весь, так называемый «жизненный цикл» здания или сооружения: инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, монтаж, наладка, эксплуатация (включая текущий ремонт), снос. Правда жизненный цикл получился без разрешительной документации (но с инженерными изысканиями) и этапа согласований, а также и без кадастрового учета и признания прав на объект, но, представляется, закон еще и еще будет совершенствоваться.
Жизненный цикл здания и сооружения еще включили в названия глав 2 и 6 и ряда статей ФЗ №384, но не это, конечно, главное в произошедших изменениях.
Важнее не попытки оптимизации понятийного аппарата ФЗ №384, а изменения в перечне документов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента безопасности зданий и сооружений.
Статья 6 в текущей редакции ФЗ №384 называет два варианта документов:
- национальные стандарты и
- своды правил (частей таких стандартов и сводов правил),
в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ №384.
В обновленной редакции ФЗ № 384 документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований указанного федерального закона, являются:
1) национальные стандарты Российской Федерации и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);
2) международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
3) стандарты организаций;
4) результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 ФЗ №384 способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным ФЗ №384, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
То есть, помимо привычных всем требований национальных стандартов и сводов правил при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений будет разрешено использовать региональные стандарты и своды правил, стандарты иностранных государств, а также и стандарты организаций. ФЗ №384 предусматривает, что в задании на проектирование может быть установлена обязательность применения тех или иных стандартов и правил.
И если национальные стандарты и своды правил, согласно новой редакции закона, подлежат ревизии и, в необходимых случаях, пересмотру и (или) актуализации не реже чем один раз в пять лет, то к региональным и, тем более, международным стандартам таких требований ФЗ №384 не устанавливает.
Интерес вызывает и то, что не предполагается создание единого перечня стандартов и сводов правил. Национальные стандарты и своды правил будут применяться со дня включения их в реестр требований, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ.
Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты иностранных государств применяются со дня регистрации указанных стандартов и сводов правил в «Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов» (см. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
А вот стандарты организаций применяются со дня регистрации указанных стандартов в «Федеральном информационном фонде стандартов» (см. Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации").
То есть информация будет содержаться в трех разных источниках и, зачастую, носить локальный характер.
Перечисленные изменения в ФЗ №384 вступают в силу с 1 сентября 2024 года.