Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, которые расположены на территории муниципальных образований, где введен земельный налог.
А налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ключевым в приведенных нормах является то, что плательщиком земельного налога является правообладатель земельного участка. Но всем участникам земельных отношений нужно понимать, что право собственности (также, как и иные права на землю) подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Соответственно, расчет земельного налога начинается с даты включения сведений о правообладателе земельного участка в ЕГРГН и прекращается обязанность по уплате налога начиная с дня, когда запись о праве конкретного лица на земельный участок была прекращена.
Недостаточно только заключение договора, изменяющего правообладателя или решения суда, согласно которому прекращается право собственности на земельный участок.
Приведенные умозаключения были подтверждены и в Определении Верховного Суда РФ от 28.04.2025 N 308-ЭС25-2893 по делу N А32-21393/2023.
В конкретном деле ситуация развивалась следующим образом: у юридического лица возникает право собственности на земельный участок в г. Краснодар. Однако в дальнейшем Решением Арбитражного суда Краснодарского края признано отсутствующим право собственности на земельный участок. Признавая право собственности юридического лица на земельный участок отсутствующим, суд исходил из ничтожности цепочки сделок с указанным земельным участком.
Не согласившись с прекращением права собственности юридическое лицо оспаривает принятые решения. Однако окончательное решение сводится к истребованию у общества земельного участка с указанием, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности общества на земельный участок. Суд также установил, что земельный участок не выбывал из муниципальной собственности и не находился в фактическом владении общества.
Невзирая на происходящее, налоговые органы начислили земельный налог юридическому лицу, основываясь на сведениях, предоставленных из ЕГРН о зарегистрированном праве собственности на земельный участок.
Юридическое лицо проиграло иск и по вопросу уплаты земельного налога за период, после вступления в силу решения суда, прекратившего его право собственности на земельный участок. Суд считает правомерной позицию, согласно которой само по себе вступление в законную силу решения арбитражного суда, которым признано отсутствующим право собственности общества на земельный участок, не свидетельствует безусловно о прекращении права собственности заявителя на спорный земельный участок.
Датой прекращения права собственности на земельный участок является не дата решения суда, а дата исключения из ЕГРН сведений о конкретном собственнике.
Верховный Суд РФ соглашается с заключением о том, что «обязанность уплачивать налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок».
В силу пункта 6 статьи 8.1 ГК РФ лицо, которое указано в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Таким образом всем лицам, право на земельный участок которых было прекращено по решению суда рекомендуется самостоятельно озаботиться исключением записи о праве в ЕГРН. В противном случае налоговая служба будет настаивать на уплате земельного налога за участок, право на который было прекращено.
Письмо ФНС России от 05.02.2026 N БС-36-21/849@ «Об обзоре судебной практики по отдельным спорам, завершенным в 2025 году, по вопросам налогообложения земельных участков, дошедшим до Верховного Суда Российской Федерации» приводит указанный прецедент и рекомендует им руководствоваться всем налоговым службам.