Конфликты между правообладателями смежных земельных участков по поводу общей границы в обиходе называются межевыми спорами. Наверное, потому, что прежнее название границы – межа, а сегодня границы земельного участка определяются в межевом плане. Споры чаще всего возникают из-за нежелания одной из сторон признать смежную границу либо из-за неправильного оформления границы в документах, недобросовестного поведения одной из сторон, неясного или спорного описания границ в документах, неправильной установки границы или изменения границы по решению органов власти.
Официально такие конфликты называются - Споры об определении границ земельных участков. Конечно, такие споры могут быть разрешены и в процессе его обсуждения сторонами конфликта. Но, чаще всего, окончательное решение в споре ставит решение суда. Тем более, что статья 64 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
Нужно отметить, что на разрешение межевого спора влияют следующие факторы:
- внесена ли спорная граница в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с действующими требованиями (определены координаты поворотных точек);
- у каждой из сторон конфликта есть правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельный участок;
- либо статус земельного участка не определен, координаты отсутствуют, соответственно, сведения о границе нужно определять по признакам «сложившегося землепользования». В этом случае важное значение приобретает наличие доказательств и мнение экспертов.
Любопытно, что соответствии с пунктом 20 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ФЗ-218) в кадастр недвижимости вносятся сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков. Правда, возникает закономерный вопрос о том, кто должен подать такие сведения о межевом споре. ФЗ-218 упоминает необходимость внесения сведений о наличии земельного спора при проведении комплексных кадастровых работ. Также будет логично, что информацию о наличии земельного спора в кадастр недвижимости внесет одна из сторон спора или уполномоченный на управление земельными ресурсами орган власти.
Снимается ли запись о наличии земельного спора и в каких случаях, или такая запись закрепляется бессрочно?
Исходя из положений части 6 статьи 43 ФЗ-218 сведения о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков исключаются из ЕГРН в случае:
1) поступления в орган регистрации прав заявления о кадастровом учете в связи с изменением характеристик земельных участков, местоположение границ которых считается спорным, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади. В этом случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
2) поступления в орган регистрации прав копии документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке;
3) истечения 15 лет со дня внесения в ЕГРН сведений о спорном местоположении границ земельных участков (в случае непоступления документов, подтверждающих разрешение земельного спора).
То есть, по-сути ФЗ-218 указывает три варианта решения межевого спора. Это или согласование в каком-то виде смежной границы правообладателями земельных участков, или решение вопроса в суде, или, что интересно, истечение 15-ти летнего срока.
Последний вариант вызывает много вопросов. Понятно, что данный срок предусмотрен законодательством в качестве срока, после которого появляется право приобретательной давности. Но как этот механизм работает при разрешении межевого спора? Так или иначе, законодательство о государственной регистрации дает пятнадцать лет на разрешение спора по границам земельного участка.