В соответствии с требованиями статьи 39.47 Земельного кодекса РФ к существенным условиям соглашения об установлении публичного сервитута относится «срок установления публичного сервитута».
Нужно отметить, что земельное право не устанавливало каких-либо требований к определению срока публичного сервитута. Единственное положение по этому вопросу гласило, что срок соглашения об осуществлении публичного сервитута должен соответствовать сроку публичного сервитута, предусмотренному решением об установлении публичного сервитута.
Все изменилось с принятием Федерального закона от 04.08.2023 N 430-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 15 августа 2023 года.
В пункте 4 статьи 39.47 Земельного кодекса РФ появилось новое предложение, согласно которому в случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду, то срок соглашения об осуществлении публичного сервитута не должен превышать срок аренды такого земельного участка.
Нужно понимать, что теперь срок публичного сервитута «привязан» к сроку аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных гражданам или юридическим лицам на правах аренды.
Срок аренды земельных участков в земельном праве ограничен 49 годами. То есть теперь и срок публичного сервитута не может составлять больше 49 лет. Но дело даже не в появившемся предельном сроке соглашения об установлении публичного сервитута.
Публичный сервитут устанавливается в том числе для:
- строительство, реконструкции, эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
- устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
- размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
- прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций.
Перечисленные объекты, для размещения которых устанавливается публичный сервитут, являются протяженными и могут проходить по значительному количеству разных земельных участков, находящихся в аренде с разными сроками аренды.
Получается, что публичный сервитут теперь не может устанавливаться на всем его протяжении с одинаковым сроком одним решением для всех земельных участков, по которым он будет проходить.
В решении об установлении сервитута придется указывать разные сроки его установления для различных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных по договорам аренды.
Представляется, что теряется смысл в этом случае и в отказе от процедуры выявления правообладателей земельных участков, который прописан в пункте 10 статьи 39.42 Земельного кодекса РФ, поскольку как раз теперь становится актуальным выявление арендаторов земельных участков с определением в каждом случае сроков аренды.