Факт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода или прекращения права конкретного лица на земельный участок, здание или иной объект недвижимости обеспечивается путем государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Одновременно, в целях закрепления в ЕГРН конкретных параметров объекта, права на который регистрируются, осуществляется государственный кадастровый учет.
Государственный кадастровый учет, регистрация прав, ведение ЕГРН осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением юридически значимых действий взимается сбор, называемый государственной пошлиной.
Размер государственной пошлины за отдельные юридически значимые действия определен в статье 333.3 Налогового кодекса РФ.
В настоящее время установлены следующие размеры государственной пошлины (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, многоквартирных домов, долевой собственности и ряда иных случаев):
- за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 350 рублей;
за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости,
- для физических лиц - 2 000 рублей;
- для организаций - 22 000 рублей.
С 1 января 2025 года вступают в силу положения Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которые не только меняют размер государственной пошлины, но и изменяют общий подход к определению размера и принципов взимания государственной пошлины.
Итак, за осуществляемые одновременно государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества изменяется лишь размер государственной пошлины. Вместо 350 рублей с 1 января 2025 года она будет составлять 1000 рублей.
В отношении же иных случаев взимания пошлины изменяется подход. Во-первых, вводятся новые случаи для взимания государственной пошлины:
- за государственный кадастровый учет созданных (образованных) объектов недвижимости без одновременной государственной регистрации прав:
для физических лиц - 2000 рублей;
для организаций - 22 000 рублей;
- за государственный кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости:
для физических лиц - 1000 рублей;
для организаций - 2000 рублей;
за осуществляемые одновременно государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на созданные (образованные) объекты недвижимости:
для физических лиц в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого не определена или не превышает 20 000 000 рублей, - 6000 рублей; в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает 20 000 000 рублей, - в размере суммы государственной пошлины, исчисленной в соответствии с абзацем четвертым подпункта 22 настоящего пункта и увеличенной на 2000 рублей;
для организаций: в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого не определена или не превышает 22 000 000 рублей, - 66 000 рублей; в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает 22 000 000 рублей, - в размере суммы государственной пошлины, исчисленной в соответствии с абзацем седьмым подпункта 22 настоящего пункта и увеличенной на 22 000 рублей.
А, во-вторых, устанавливается подход взимания пошлины в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пункт 22 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ будет требовать за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации:
для физических лиц:
в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого не определена или не превышает 20 000 000 рублей, - 4000 рублей;
в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает 20 000 000 рублей, - 0,02 процента кадастровой стоимости, определенной в отношении этого объекта недвижимости на дату обращения за совершением юридически значимого действия, но не менее 0,02 процента цены сделки, являющейся основанием перехода права собственности на соответствующий объект недвижимости, и не более 500 000 рублей;
для организаций:
в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого не определена или не превышает 22 000 000 рублей, - 44 000 рублей;
в отношении объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого превышает 22 000 000 рублей, - 0,2 процента кадастровой стоимости, определенной в отношении этого объекта недвижимости на дату обращения за совершением юридически значимого действия, но не менее 0,2 процента цены сделки, являющейся основанием перехода права собственности на соответствующий объект недвижимости, и не более 1 000 000 рублей.
Нужно понимать, что при совершении государственной кадастрового учета и регистрации права на объект недвижимости будет нужно озаботиться его кадастровой стоимостью. Ни форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ни технического плана объекта недвижимости не предусматривает закрепления в указанных документах кадастровой стоимости.
Получается, что с 1 января 2025 года практически для всех объектов недвижимости при определении размера государственной пошлины будет работать размер пошлины, устанавливаемый для случаев, когда кадастровая стоимость объекта не определена.