С принятием Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для правообладателей объектов недвижимости была продекларирована возможность регистрации земельных участков, зданий и сооружений по так называемому экстерриториальному признаку. Под этим понятием понимается возможность подачи необходимого для регистрации пакета документов не по месту расположения объекта недвижимости, а в любом офисе по приему документов, расположенном в любом субъекте РФ, независимо от места расположения объекта недвижимости.
Письмом Росреестра от 23 января 2017 г. N 10-00663-АП/17 территориальным органам Росреестра по субъектам РФ было предписано определить офисы приема - выдачи документов, в которых будет осуществляться прием документов на государственную регистрацию по экстерриториальному принципу и установлены отдельные процедуры, которые необходимо осуществлять при регистрации объектов недвижимости по экстерриториальному принципу.
Открытые информация Росреестра сообщает, что количество обработанных заявлений на государственную регистрацию прав и кадастровый учет, поступивших из регионов России по экстерриториальному принципу в 2020 году, составило 478 тыс. Наибольшая востребованность экстерриториальных услуг наблюдалась в Центральном и Приволжском федеральных округах, где было зарегистрировано 160,2 тыс. и 83,7 тыс. таких заявлений. На их долю приходится 51% от числа всех экстерриториальных сделок в стране. То есть экстерриториальный принцип реально стал рабочим инструментом в регистрации и кадастровом учете объектов недвижимости.
И вот 1 июня 2022 года принимается Приказ Росреестра от 01.06.2022 N П/0219 "О применении экстерриториального принципа осуществления учетно-регистрационных действий территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее – Приказ), который обязывает:
- разработать и утвердить схему технологических процессов обработки экстерриториальных обращений;
- определять и утверждать схему взаимодействия территориальных органов Росреестра и назначить уполномоченных государственных регистраторов.
Кроме того, Приказом был утвержден перечень учетно-регистрационных действий, осуществляемых по экстерриториальному принципу в отношении отдельных видов пакетов документов. То есть Приказ на самом деле сужает перечень действий, которые может совершить заинтересованное лицо по экстерриториальному принципу утвержденным перечнем, в который входят:
1. Государственная регистрация прав, ограничений прав, обременений объекта недвижимости на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, поступивших в электронном виде.
2. Государственная регистрация перехода права на основании договоров дарения, купли-продажи, мены, поступивших в электронном виде с использованием веб-сервисов Росреестра.
3. Государственная регистрация арестов, запретов, залога недвижимого имущества, избранного в качестве меры пресечения, на основании соответствующих актов уполномоченных органов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде.
Приказ опубликован не был. Однако следует полагать, что в дальнейшем государственная регистрация по экстерриториальному принципу будет осуществляться органами Росреестра только тех учетно-регистрационных действий, которые перечислены в Приказе.