Налоговый кодекс РФ в статье 394 содержит норму, согласно которой земельный налог в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости участка.
Такой принцип взимания земельного налога также распространяется и на земельные участки:
- занятые жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за рядом исключений);
- приобретенные (предоставленные) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества;
- ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих земельных участков действует предельная ставка в 1,5 процента от кадастровой стоимости. То есть, для вышеперечисленных вариантов использования земельных участков действует так называемый льготный режим налогообложения.
Возникает закономерный вопрос о целесообразности применения льготной ставки земельного налога при неиспользовании или нецелевом использовании земельных участков. В особенности такой вопрос возникает в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Письмо ФНС России от 01.07.2024 N БС-4-21/7396@ "О составе сведений в целях применения налоговых ставок по земельному налогу, установленных в соответствии с абзацами вторым - четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации" содержит позицию Минфина России по данному вопросу, которая сводится к следующему.
Пунктом 2 статьи 396 Налогового кодекса РФ определено правило, согласно которому сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с указанным кодексом и другими федеральными законами.
И хотя Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня документов (сведений), подтверждающих неиспользование по целевому назначению земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства, однако территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора), а также органы, осуществляющие муниципальный земельный контроль, обязаны сообщать в налоговый орган по субъекту РФ информацию о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений в связи с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Тем более, что критерии неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения существуют и установлены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".
Возможность использования при исчислении налога результатов выездных обследований, проведенных органами муниципального земельного контроля, подтверждающих неиспользование земельных участков для сельхозпроизводства, выявлена в рамках спора по делу N А41-62486/2022 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2024 N 305-ЭС23-27186, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023, постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2023 по тому же делу).
Таким образом, по мнению Минфина России, использование земельного участка в предпринимательской деятельности или неиспользование земельного участка, в том числе по целевому назначению, влечет безусловное применение налоговой ставки, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, то есть ставки 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Минфин России полагает, что в качестве источника сведений, подтверждающих неиспользование по целевому назначению земельного участка, предназначенного для сельхозпроизводства, а также использование земельного участка в предпринимательской деятельности, может служить информация, имеющиеся в органах, осуществляющих государственный земельный надзор или муниципальный земельный контроль, постановления по делам об административных правонарушениях, решения судов, вступившие в законную силу, представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, представления, постановления, предостережения, вынесенные органами прокуратуры в рамках прокурорского надзора.
Таким образом при неиспользовании земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах или использовании их не по целевому назначению земельный налог должен составлять 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.