В границах непосредственного примыкания к полотну железной дороги действуют ограничения использования земли и земельных участков и ограничения хозяйственной и иной деятельности. Связаны ограничения с тем, что статья 105 Земельного кодекса РФ относит охранные зоны железных дорог к зонам с особыми условиями использования территории, режим которых должен регулироваться постановлениями Правительства РФ.
Охранные зоны железных дорог (далее – охранные зоны) - это территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
С 1 марта 2026 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 30.09.2025 N 1507 «Об утверждении Положения об охранных зонах железных дорог» (далее – постановление №1507), которое будет регулировать:
- Порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении и о прекращении существования охранных зон;
- Требования к предельным размерам охранных зон;
- Порядок обозначения границы охранной зоны на местности;
- Ограничения использования земельных участков в границах охранных зон.
Закрепляется, что охранные зоны устанавливаются бессрочно (см. п.7), но при этом тут же приводятся основания прекращения существования охранной зоны (см. п.5).
Размер охранной зоны предлагается устанавливать с большим разбросом: от 5 метров до 1500 метров от внешней стороны полосы отвода железных дорог. При этом четкость присутствует только в решении вопроса размера охранной зоны в границах населенных пунктов. Указано, что охранная зона в населенном пункте или городском поселении (а это разные понятия и площадь городских поселений может значительно отличаться от площади населенного пункта) устанавливается на расстоянии 5 метров от внешней стороны полосы отвода железных дорог и только для вновь строящегося железнодорожного пути в случае, если на соответствующем участке данного железнодорожного пути скорость движения скоростного поезда составляет более 91 километра в час, а высокоскоростного железнодорожного подвижного состава - более 200 километров в час.
Для всех остальных случаев постановление №1507 оговаривает, что конкретные границы и размеры охранных зон определяются исходя из рельефа и природных условий местности на основании заявления об установлении или изменении охранной зоны.
Важно, что постановление №1507 сформулировало ряд запретов. В частности, в границах охранной зоны запрещается использование земельных участков для:
а) строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
б) устройства временных дорог, вырубки древесной и кустарниковой растительности, удаления дернового покрова, проведения земляных работ, проведения буровзрывных работ;
в) распашки земель;
г) выпаса скота;
д) выпуска поверхностных и хозяйственно-бытовых вод;
е) размещения новых и расширения существующих кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, карьеров.
Однако тут же приводятся и исключения из приведенных запретов. Так, строительство для целого ряда случаев все же допустимо. Во-первых, первые два запрета не действуют в границах городских поселений или населенных пунктов. Во-вторых, в любой охранной зоне железной дороги разрешается строительство и реконструкция:
- линейных объектов, пешеходных мостов, не относящихся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, конструктивно не связанных с железнодорожными путями и не предназначенных для их обслуживания и эксплуатации;
- объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения охранной зоны, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до дня установления или изменения охранной зоны, если для строительства, реконструкции указанных объектов не требуется выдача разрешения на строительство;
- объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, для эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и необщего пользования.
Факт установления охранной зоны подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости, в котором границы охранной зоны должны сопровождаться сведениями о координатах границ. Решение же об установлении, изменении или о прекращении существования охранной зоны принимается Росжелдором на основании заявления лица, являющегося правообладателем железнодорожного пути, застройщика, обеспечивающего строительство, реконструкцию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Иные лица, не являющиеся правообладателями железнодорожных путей или застройщиками, не вправе обратиться с заявлением об установлении, изменении или о прекращении существования охранной зоны.