Соблюдение требований земельного и градостроительного законодательства является одним из важнейших требований, поскольку нарушения в указанных сферах правоотношений влекут не только проблемы для землепользования и строительства, но также несут потенциальную серьезную угрозу для широко круга третьих лиц, поскольку любой объект капитального строительства, построенный на не предназначенном для этого участке или с нарушениями в процессе строительства норм и правил может привести к травмоопасным последствиям.
В этой связи, особое значение приобретает эффективность осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления земельного и строительного контроля (надзора).
С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон 248), который регулирует деятельность подавляющего большинства контрольных (надзорных) органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований соответствующих отраслей права.
Виды федерального контроля (надзора), виды регионального контроля (надзора), виды муниципального контроля устанавливаются федеральными законами, то есть сохраняется необходимость регулирования вопросов земельного контроля (надзора) в Земельном кодексе РФ, а строительного – в Градостроительном кодексе РФ.
Сведения о видах контроля (надзора) и об органах, которые их осуществляют с 1 июля текущего года должны будут включены в Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, ведение которого будет осуществлять Минэкономики России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 N 528 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части создания, эксплуатации и развития единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Помимо включения информации в единый реестр видов контроля(надзора) федеральное законодательство предлагает уполномоченным в области земельного и строительного контроля (надзора) органам привести свои нормативные акты в соответствие с:
- Постановлением Правительства РФ от 06.03.2021 N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" которым утверждены:
- Правила предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля,
- Требования к информационному взаимодействию информационных систем;
- Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года", которым утверждены:
- Правила формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года;
- Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2328 "О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которым утверждены:
- Правила аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- Постановлением Правительства РФ от 07.12.2020 N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
- Постановлением Правительства РФ от 22.10.2020 N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования", которым утверждены:
- Правила размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования.
Перечисленные акты вступают в силу одновременно с Федеральным законом № 248, то есть с 1 июля текущего года и это означает, что к указанной дате органы земельного и строительного контроля (надзора) должны проделать значительную работу по изменению принципов и правил своей работы.
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.12.2024