Земельное право для целого ряда случаев предлагает использовать сервитут/публичный сервитут в целях возникновения легитимного права на использование земли. В частности, в статье 39.27 Земельного кодекса РФ перечислены случаи, при которых использование сервитутного права является наиболее предпочтительным, в т.ч.:
- строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- реконструкция, капитальный ремонт участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
- прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
- устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей в различных комбинациях, а также размещение этих дорог в туннелях.
Порядок и условия установления публичного сервитута в целях размещения перечисленных объектов урегулированы главой V.7 Земельного кодекса РФ. При этом одним из основных моментов является подписание соглашения об установлении сервитута. Сторонами соглашения являются правообладатели земельных участков, на которые будет наложено обременение в виде сервитута и лицо, в пользу которого он будет установлен.
В письме Росреестра от 8 ноября 2024 г. N 11-03107/24 высказывается позиция о возможности начать реализацию сервитутного права до подписания письменного соглашения с правообладателем земельного участка.
Уточняется, что если в течение 30 дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, соглашение не подписано, то плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае, на основании пункта 11 статьи 39.47 Земельного кодекса РФ Росреестр делает вывод о том, что лицо, внесшее плату вправе осуществлять публичный сервитут до заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута, в том числе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения.
То есть, сторона, заинтересованная в установлении публичного сервитута, вправе направить проект соглашения о сервитуте для рассмотрения и подписания. Выждав установленный срок 30 дней у отправителя возникает возможность начать выполнение работ, ради которых заключается соглашение.
И уже правообладатель земельного участка, при несогласии с установлением сервитута и не подписании соответствующего соглашения имеет право обращаться в суд, в том числе с требованием о понуждении заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с пунктом 12 статьи 39.47 Земельного кодекса РФ.
То есть Росреестр в своем письме допускает выполнение работ, предусмотренных сервитутным правом, не заключив соответствующее соглашение, а лишь направив проект соглашения правообладателю земельного участка, оставляя за последним право на судебную защиту.