Кроме того, с нового года в законодательстве меняется компетенция органов власти. Так исключается участие органов местного самоуправления из отношений, связанных с недропользованием. А ведь сейчас в статье 5, которая признается утратившей силу, за уровнем местного самоуправления закреплены полномочия контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности и приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае выявления ряда нарушений.
Отдельного внимания заслуживает и факт появления в законе требования об указании глубины, на которую распространяется действие выданных недропользователю документов в соответствии с лицензией на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для сбора геологических коллекционных материалов, для образования особо охраняемых геологических объектов. При этом указывается, что для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется с ограничением по глубине или без такого ограничения в соответствии с лицензией.
Недропользование подлежит лицензированию и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Закон отменяет постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 года N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", а обновленная редакция закона о недрах будет содержать новую статью 12.1, которая детально регулирует:
- оформление, государственную регистрацию,
- выдачу лицензии на пользование недрами,
- внесение изменений в лицензию на пользование недрами,
- переоформление лицензии на пользование недрами.
При этом закон также детально будет регулировать и вопросы приостановления осуществления права пользования недрами, которые вынесены в отдельную статью 20.1. В частности, в новой редакции закон будет перечислять 6 оснований для приостановления недропользования и 5 оснований для ограничения указанного права.
Интересное уточнение закона о недрах, вступающее в силу с 1 января следующего года касается четкого определения момента, с которого прекращаются права и обязанности недропользования. Этим моментом закон называет день внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр.
Получается, что с 1 января 2021 года законодательство о недрах приобретет новый, гораздо более структурированный вид, обновляющий не только действующее регулирование, но и вводящий новые, ранее не используемые нормы.