Об определении размера убытков землепользователем в результате установления зоны с особыми условиями использования территории

30.09.2022
О порядке определения размера убытков в силу установления зоны с особыми условиями использования территории

Земельное право закрепляет возможность установления более двадцати видов зон с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ) – от санитарно-защитных зон, до приаэродромных и охранных зон трубопроводов. Любая установленная ЗОУИТ влечет за собой и определение специального правового режима для земельных участков и иных объектов недвижимости, попадающих в границы зоны, который может в значительной степени ограничивать возможности и права собственников, арендаторов и иных правообладателей объектов недвижимости. Ограничения, в свою очередь, влекут появление убытков, могут повлечь ухудшение качества земель и дополнительные расходы.

При ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости законодательство предписывает необходимость возмещения убытков в полном объеме. Положение о порядке возмещения убытков и всех правоотношениях, возникающих в процессе определения их размера и иных особенностей утверждено постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 59 (далее – постановление №59).  В соответствии с указанным постановлением убытки возмещаются однократно на основании специально заключенного соглашения. И лицо, которое должно возместить убытки, вправе предложить заинтересованному правообладателю подписать соглашение о возмещении убытков. Но ключевым в данном положении является слово «вправе», то есть лицо, в силу функционирования объектов которого ограничены права какого-либо правообладателя земельного участка, может направить, а может и не направлять предложение о возмещении убытков.

То есть правообладатель земельного участка или иного объекта недвижимости может, конечно, ждать направления ему предложения о возмещении убытков со стороны ограничившей его права, но может его так и не получить.  Постановление №59 исходит из необходимости предварительного предъявления пострадавшим лицом требования о возмещении убытков. Сама форма требования не утверждена, в постановлении лишь перечисляется объем сведений, которые должны содержаться в требовании. Нужно отметить, что законодательство возлагает на пострадавшую сторону не только необходимость проявления инициативы в вопросе подачи предложения/требования о возмещении убытков, но еще и ставит пострадавшую сторону перед необходимостью оплаты проведения всех оценочных мероприятий и определение размера убытков специально обученными людьми.

В частности, постановление №59 обязывает пострадавшую сторону предоставить описание действий, решений или событий, явившихся причиной убытков, самостоятельно определить дату их наступления и рассчитать размер убытков. Поскольку уточняется, что к требованию необходимо приложить отчет об оценке, подтверждающий размер убытков, подготовленный в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то получается, что пострадавшая сторона должна самостоятельно заказать и оплатить соответствующие работы. И уложиться со всеми обоснованиями и расчетами нужно в строго отведенное законодательством время.

Лицо, призванное возместить убытки имеет право рассматривать направленные материалы почему-то в течение 60 календарных дней, а, по окончании установленного срока, направить правообладателю недвижимости уведомление об отказе в заключении соглашения о возмещении убытков. Основанием для отказа могут быть такие размытые аргументы, как «нет необходимых сведений и документов» или «убытки не возникли». То есть сторона, возмещающая убытки, на все расчеты и обоснования со стороны правообладателя земельного участка может без какой-либо аргументации по истечении двух месяцев со дня получения требования ответить, что они считают, что убытки не возникли и возмещать нечего. При этом продолжает идти установленный законом срок, в течение которого в принципе можно что-то требовать.

Безусловно, в постановлении №59 есть отсылка к возможности обращения в суд в случае отсутствия договоренности, но нужно констатировать, что  правообладатель земельного участка и/или иного объекта недвижимости, пострадавший от попадания в зону с особыми условиями в силу ограничения его прав или ухудшения качества земель должен самостоятельно оплачивать все работы по определению размера убытков, собирать необходимую доказательную базу, направлять и доказывать свою правоту и, при этом, не забывать о сроках, которые ему предоставило законодательство. 

Источник: Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Федеральный закон от 04.08.2023 № 476-ФЗ
В субъектах РФ может появиться своя система расчета массы ТКО для оплаты услуг региональных операторов
={this.Name}
АСЭРГРУПП в партнерстве с ЭКОТИМ
25.09.2023
Федеральный закон от 04.08.2023 N 483-ФЗ
Любое контролируемое лицо теперь может инициировать проведение контролирующим органом профилактического визита
={this.Name}
АСЭРГРУПП в партнерстве с ЭКОТИМ
18.09.2023
Утвержден порядок подготовки Единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования
Особенности подготовки Единого документа и внесения в него изменений позволяют снять ряд процедур, предусмотренных в градостроительном праве
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.09.2023
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...