Напомним, что состав правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ образует сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, либо информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, или декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Теперь по данной статье предусмотрены следующие размеры штрафных санкций:
- для граждан в размере от 1000 до 3000 рублей;
- для должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;
- для юридических лиц - от 50 000 до 200 000 рублей.
Также в качестве отдельного состава правонарушения выделено повторное совершение данного административного правонарушения, тут предусмотрены следующие штрафы:
- для граждан в размере от 3000 до 5000 рублей;
- для должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
- для юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей.
Штраф по этой статье – излюбленная тема сотрудников госорганов, проводящих документарный контроль. Штраф по данной статье может быть результатом и другого вида контроля, но так как документарный контроль может проводиться без взаимодействия с проверяемым лицом, такой штраф может оказаться для природопользователя неожиданностью.
Так при проверке предоставляемых в госорган отчетов он сравнивает их с документами, имеющимися в его распоряжении – сведениями в реестре НВОС, документами, предоставленными ранее.
Если предоставленные документы не бьются между собой, то свою правоту не получится доказать и в суде, однако анализ судебной практики оспаривания штрафов по статье 8.5 КоАП РФ показывает, что при доказательстве отсутствия умысла в искажении информации, размер штрафа можно снизить до нижней границы, предусмотренной статьей.
Для того, чтобы не получать такие обидные штрафы, стоит, как минимум, следить за соответствием информации в предоставляемой в госорган документации. Однако помимо несоответствия документов друг другу к штрафу по данной статье может привести более широкое число правонарушений, в том числе несоблюдение сроков предоставления документации, некорректное заполнение документов, в частности форм отчетности, и другие.
Поправки вступили в силу с 19.08.2024, но срок давности по правонарушениям в области природопользования позволяет привлекать к ответственности за более давние правонарушения (до 1 года). Следует обратить внимание, что размер штрафа будет определяться согласно редакции статьи КоАП РФ, действующей на момент выявления правонарушения.
Кроме рассмотренной выше поправки в КоАП РФ внесена оговорка в части возможности возбуждения дел об административных правонарушениях только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом.
Тут добавлено исключение, что без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случаях, если в материалах, имеющихся или поступивших в госорган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, могут быть возбуждены дела по статьям:
- 8.5.1 (Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров);
- 8.41 (Невнесение в установленные сроки платы за НВОС);
- 8.41.1 (Неуплата в установленные сроки экологического сбора).
Данные изменения были прокомментированы Росприроднадзором. На его сайте появилась информация с перечнем конкретных правонарушений, попадающих под статьи 8.5.1, 8.41 и 8.41.1, а также обращено внимание природопользователей на необходимость внимательной подготовки и своевременного представления документов в рамках "расширенной ответственности производителей" и внесения экологических платежей.
Однако так как полноту информации, как и её достоверность в подобных документах всегда можно оспорить, необходимо понимать, что при желании госорган может привлечь любое лицо по этой статье, как ни старайся. Помочь может только профессиональная защита в адекватном суде добросовестному природопользователю, который действительно стремился к совершенству в разработке природоохранной документации. Справедливости ради следует заметить, что пока госоргану не нужды особо стараться, т.к. природопользователь зачастую указывает различные значения одного и того же показателя в разных документах и недостоверность информации становится неоспоримой (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.09.2023 N Ф06-7202/2023 по делу N А06-1346/2022, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.08.2022 N Ф01-3960/2022 по делу N А43-17943/2021, Решение Московского городского суда от 05.09.2023 по делу N 7-20246/2023).