Национальные цели развития Российской Федерации имеют одно из направлений – снижение объема отходов, направляемых на полигоны, вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Эта цель трансформируется во вновь принимаемых документах стратегического планирования, обретая каждый раз всё более конкретные очертания, но смысл остается неизменным.
Так в последнем из указов Президента РФ, устанавливающим национальные цели развития страны (указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"), данная цель сформулирована в виде:
«а) формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 % объема ежегодно образуемых ТКО, захоронение не более чем 50 % таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25 % отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья;»
Законодательство в части вовлечения отходов в хозяйственный оборот не стоит на месте, в частности для стимулирования вовлечения ранее были приняты меры по поощрению вовлечения (п. 3 ст. 24 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ) предусмотрена возможность установления налоговых льгот, льгот в части платы за НВОС, льгот в отношении уплаты экологического сбора, предоставление средств из бюджета), а также установлены перечни видов продукции (товаров), работ, услуг, производство, выполнение и оказание которых может осуществляться с использованием определенной доли вторичного сырья в их составе (см. распоряжение Правительства РФ от 02.08.2023 N 2094-р). Механизм закладывался простой: используешь вторсырье в количестве, предусмотренном перечнями, в составе сырья при производстве продукции, оказании услуг, определенных перечнями – получаешь возможность воспользоваться льготами.
Однако стимулирующие коэффициенты в части платы за НВОС остаются прежними. Механизм получения льгот от использования вторсырья при производстве продукции, связанных с уплатой экологического сбора, пока не работает – его отложили на 01.03.2025г. Механизм предоставления средств из бюджета реализуется через РЭО (Российского экологического оператора) и касается по большей части развития отрасли переработки ТКО. А действующие налоговые льготы для таких предпринимателей не обнаружены.
Теперь же дополнительно к добровольному перечню установлен еще и обязательный. Полномочия по его созданию были заложены в Закон № 89-ФЗ еще в середине 2023 года (см. Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ, см. материал «Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ» от 11.09.2023 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/federalnyy-zakon-ot-04-08-2023-451-fz/), поэтому установление такого перечня было всего лишь делом времени.
Так что теперь распоряжением Правительства РФ от 28.08.2024 N 2330-р установлены:
- перечень видов продукции (товаров), производство которой осуществляется с обязательным использованием вторичного сырья;
- перечень видов работ, услуг, выполнение и оказание которых осуществляются с обязательным использованием вторичного сырья.
Перечнем производимой продукции по каждому наименованию товара, предусмотрены доля вторсырья от общего количества используемого сырья, которые должны быть в составе такой продукции.
В перечень вошли отдельные виды продукции из следующих категорий:
- Цементы
- Ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона
- Древесные топливные гранулы-брикеты, пеллеты
- Древесная мука
- Плиты древесно-стружечные
- Неформованные резинотехнические изделия
- Покрытия из резиновой крошки, резиновая плитка
- Изделия из полиэтилена
- Изделия из полиэтилентерефталата
- Почвогрунты, грунты питательные, многокомпонентные искусственные почвогрунты и искусственные почвоподобные субстраты заводского исполнения
- Кирпич известково-шлаковый, известково-зольный
- Химические мелиоранты, применяемые при фосфоритовании и гипсовании почв
Установлена минимальная доля вторичного сырья в составе перечисленной продукции. Производитель может использовать и большее количество вторсырья, но не меньше установленной нормы.
Под использованием определенной доли вторичного сырья понимается использование определенной доли сырья, полученного из отходов производства и потребления, побочных продуктов производства, отходов недропользования.
Доля вторичного сырья рассчитывается по виду продукции (товаров), выпускаемой предприятием с использованием вторичного сырья, в объеме среднегодовых значений выпускаемых видов продукции (товаров).
Перечень по работам, услугам составлен подобным образом. В него попали услуги по дорожному строительству, ликвидации горных выработок, рекультивации и мелиорации земель.
При этом предусмотрены критерии доступности вторичного сырья для выполнения работ в перечне. Например, в части дорожного строительства это следующие условия:
- возможность применения вторичного сырья в соответствующих конструктивных элементах автомобильных дорог допускается документами по стандартизации;
- цена вторичного сырья не превышает цену материала, на замену которого предусмотрено его применение;
- источник вторичного сырья расположен на удалении не более 30 километров от участка автомобильной дороги, а его доступность определена проектной документацией на выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильных дорог.
Обязанность по обязательному использованию вторсырья в соответствии с утвержденными перечнями возникает с 1 января 2025 года. А Минпромторг России ежегодно будет представлять в Правительство РФ согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения по актуализации указанных перечней.