Стало доступно общественности еще одно письмо Минприроды России, разъясняющее вопросы РОП.
В этом письме Минприроды России еще раз воспроизводит свою позицию, что производителем товара, упаковки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который непосредственно (фактически) осуществил производство товара, упаковки с применением специализированного оборудования для их производства, то есть создал вещь, вне зависимости от особенностей правоотношений между производителем товара и иными лицами, при создании такой вещи (см. также материал «Субъект РОП – изготовитель продукции или заказчик ее изготовления?» от 30.07.2025 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/subekt-rop-izgo... ).
Исходя из этой позиции, Минприроды России дает ответы на животрепещущие вопросы по РОП в части упаковки, производимой на территории России.
Реформой РОП позиционировался перенос ответственности за утилизацию упаковки на ее производителя. Но создать четкие регулирующие нормы, не вызывающие вопросов, у нормотворца не получилось. Вопросы все равно возникают, регулирующий орган пытается их решить, опираясь на введенные в Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) нормы статьи 24.2:
«6. Производитель товара, упаковывающий произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки, за исключением случаев, если указанная упаковка произведена данным производителем товара.
7. Производитель товара, осуществляющий производство товара и упаковки, предназначенной для упаковывания произведенного им товара, обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанных товара и упаковки независимо от того, отнесено ли производство упаковки к основному виду деятельности данного производителя товара.
9. Производители товаров, импортеры товаров не обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров в отношении товаров, используемых в качестве сырья, материалов, запасных частей, комплектующих при производстве товаров, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, и при производстве транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор и виды и категории которых устанавливаются в соответствии с пунктом 2 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.»
Так на примере пластмассовых преформ разъяснено, что если выпускаемые организацией преформы содержатся в Перечне постановления Правительства РФ от 29.12.2023 N 2414, в отношении них у организации возникает обязанность по обеспечению утилизации отходов от их использования. Так как в соответствии с пунктом 6 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ производитель товара, упаковывающий произведенный им товар, в том числе путем нагревания, вытягивания, деления на части упаковки, не обязан обеспечивать утилизацию отходов от использования указанной упаковки, за исключением случаев, если указанная упаковка произведена данным производителем товара.
Также разъяснено, что производители крышек, ярлыков и этикеток, которые используются в качестве комплектующих при производстве упаковки, включенной в Перечень N 2414, не имеют обязанности по обеспечению утилизации отходов от использования упаковки. Такие обязательства возникают у производителя, который «непосредственно (фактически) осуществил производство упаковки с применением специализированного оборудования». Тут госорган ссылается на п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ.
Следуя логике госоргана, за преформу для бутылки ответственен тот, кто ее произвел, а тот, кто будет выдувать из нее бутылку, укупоривать ее крышкой и наклеивать этикетки, будет ответственен за крышки для этой бутылки и за этикетки. А почему тогда преформу нельзя, как крышку или этикетку, считать комплектующей упаковки? Или считать облачение бутылки в термоусадочную этикетку упаковыванием товара в готовую упаковку?
Получается, что п. 6 и п. 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ дают некоторый простор производителю упаковочного материала и изготовителю из него упаковки?
Если обратиться к терминологии (ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» и аналогичные определения ГОСТ 17527-2020 «Упаковка. Термины и определения»):
«упаковка - изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции
упаковочный материал - материал, предназначенный для изготовления упаковки»
Преформа не используется для целей, перечисленных в понятии «упаковка». Она является сырьем для производства бутылки, которая уже используется для указанных целей.
Таким образом, производителем упаковки будет являться тот, кто выдует из преформы бутылку. Если же производитель преформ будет выполнять РОП в отношении преформ, как за товар, а изготовитель из них бутылок, как за упаковку, то один и тот же упаковочный материал попадет под двойной учет РОП. Двойного учета не будет, только если произведенная преформа будет экспортирована.
Полагаем, пока внести четкость в ситуацию поможет договор между производителем упаковочного материала и изготовителем из него конкретной упаковки, в котором будет прописано, какая из сторон будет выполнять обязанности по РОП в отношении приобретаемого товара со ссылкой на конкретные нормы Закона № 89-ФЗ. При этом, для большей надежности и обоснованности следует возлагать ответственность на того, кто произвел упаковку и продал её как товар. То есть, если преформа куплена производителем жидкости, он сам из неё выдувает бутылку и заливает в неё жидкость, то РОП лучше оплачивать производителю преформы, если преформа произведена или куплена лицом, выдувающим из неё бутылку и продающим бутылку производителям жидкости как товар, то РОП лучше возложить на того, кто выдувает бутылки и продает их как товар.
Полагаем, эту логику можно распространить и на производителей других упаковочных материалов в аналогичной ситуации.
Приказом Минприроды России от 29.04.2025 N 241 уточены форма декларации о плате за НВОС и порядок ее предоставления

АСЭРГРУПП
в партнерстве с ЭКОТИМ
22.09.2025