Регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, не превышающим предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности, установленные органами субъектов РФ. Предельные тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности.
При определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов в области обращения с ТКО, исполнительный орган субъекта РФ (либо орган местного самоуправления), регулирующий тарифы, использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.
Копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования регулируемая организация представляет в орган регулирования тарифов в приложении к предложению об установлении тарифов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) операторы по обращению с ТКО и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России утвержден порядок ведения такого учета.
Ведение раздельного учета заключается в сборе и обобщении информации о затратах организации на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по каждому из регулируемых видов деятельности.
К регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО в соответствии со ст. 24.8 Закона № 89-ФЗ относятся:
- обработка ТКО;
- обезвреживание ТКО;
- захоронение ТКО;
- оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором;
- энергетическая утилизация.
Раздельный учет затрат осуществляется в отношении фактических размеров затрат по каждому регулируемому виду деятельности.
В случае, если предельные тарифы в области обращения с ТКО применительно к одному регулируемому виду деятельности установлены дифференцировано, то учет затрат ведется раздельно исходя из принятой дифференциации:
1) по видам ТКО (отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы из жилищ крупногабаритные, другие виды отходов, определенные органом исполнительной власти субъекта РФ) и классам опасности отходов;
2) по муниципальным образованиям;
3) по технологическим особенностям в соответствии с утвержденной в субъекте РФ территориальной схемой обращения с отходами.
Регулируемые организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности по обработке, обезвреживанию, захоронению, энергетической утилизации ТКО, ведут раздельный учет затрат с дифференциацией расходов и объема и (или) массы ТКО, обращение с которыми они осуществляют, по объектам обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, захоронения ТКО.
Также раздельно ведется учет по зонам деятельности региональных операторов.
Кроме порядка ведения раздельного учета затрат Приказом установлена единая система классификации таких затрат по группам расходов в зависимости от метода установления тарифов, установленных Основами ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, отдельно по каждому методу: методу экономически обоснованных расходов (затрат), методу индексации, методу доходности инвестированного капитала, а также для случая установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2024 года и действует до 1 марта 2030 года.