В Особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336, добавлены следующие особенности.
Продлено включение в планы проведения проверок плановых контрольных проверок только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасных производственных объектов (ОПО) II класса опасности, гидротехнических сооружений II класса – вплоть до 2030 года.
При этом установлено, что до 2030 года в отношении контролируемых лиц могут быть проведены профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, по следующим основаниям:
- по поручению Президента РФ;
- по поручению Председателя Правительства РФ;
- по поручению Заместителя Председателя Правительства РФ, согласованному с Заместителем Председателя Правительства РФ - Руководителем Аппарата Правительства РФ.
В этом случае профилактический визит проводится, в том числе в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность проведения осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.
Срок проведения профилактического визита составляет 1 рабочий день, но может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 4 рабочих дней. А если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, то срок проведения профилактического визита может быть приостановлен на срок осуществления экспертиз или испытаний.
Если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Также установлено, что до 1 января 2030 г. заявление контролируемого лица об изменении категории риска объектов контроля может подаваться и рассматриваться с учетом следующих особенностей:
а) заявление должно содержать номер соответствующего объекта контроля в едином реестре видов контроля;
б) заявление рассматривается руководителем (заместителем руководителя) контрольного (надзорного) органа, принявшего решение о присвоении объекту контроля категории риска;
в) срок рассмотрения заявления не может превышать 5 рабочих дней со дня регистрации.
Предусмотрено также, что до 1 января 2030 г. право направления обращений контролируемых лиц по вопросу осуществления консультирования и проведения профилактического визита в отношении такого контролируемого лица обеспечивается через портал Госуслуг. Такое обращение подлежит рассмотрению в течение 10 рабочих дней.
Попутно поправлены и другие нормативные правовые акты в сфере госконтроля, среди них имеющие отношения к контролируемым лицам, следующие.
В Правилах ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861, уточнено, что в составе единого реестра видов государственного контроля (надзора) надзорные органы, осуществляющие виды контроля, в рамках которых применяются категории риска, обязаны вести перечень объектов контроля по каждому виду контроля и категории риска на сайте реестра и публиковать этот перечень также на сайте соответствующего надзорного органа. Также в реестре будет содержаться информации об основаниях для проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
В Правилах формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" предусмотрели следующий механизм:
Как известно, в случае изменения места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием географического объекта, изменением адреса, соответствующие изменения лицензирующий орган обязан внести в реестр лицензий в автоматическом режиме на основании полученной из государственных информационных систем информации.
Теперь же уточнено, что если изменения не внесены в реестр лицензий в автоматическом режиме, то лицензиат вправе направить в лицензирующий орган соответствующее уведомление о переименовании географического объекта, изменении адреса (с приложением документов, подтверждающих такое изменение), для внесения лицензирующим органом соответствующих изменений в реестр лицензий. Таким образом, лицензиату следует отслеживать информацию о своей лицензии в реестре.