Внесены изменения в Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ).
Часть нововведенных в Закон № 248-ФЗ норм ранее содержалась в постановлении Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", теперь же оттуда их исключили.
Изменений много, ниже освещены наиболее существенные.
Предусмотрено создание мобильного приложения "Инспектор" – это программное обеспечение, применяемое контрольными (надзорными) органами и контролируемыми лицами с использованием мобильного телефона, смартфона, планшета или компьютера.
С использованием мобильного приложения "Инспектор" могут проводиться инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр.
При этом Правительство РФ по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ вправе определить случаи или виды контроля, при осуществлении которых проведение контрольных (надзорных) мероприятий с использованием мобильного приложения "Инспектор" не требует согласования с органами прокуратуры.
Разбиты на две отдельные статьи нормы, регулирующие проведение профилактического визита по инициативе контролируемого лица и обязательного профилактического визита.
Обязательный профилактический визит может проводиться взамен плановой проверки, также он проводится не позднее 6 месяцев со дня подачи уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых предусмотрен положением о виде контроля. Кроме этого обязательный профилактический визит проводится на основании программы проверок при наступлении события, указанного в программе, если такая возможность прописана в положении о виде контроля. И оставлена возможность проведения обязательного профилактического визита по поручению определенного круга лиц.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.
Так как обязательный профилактический визит может подменять собой плановую проверку, то обновлены и положения, посвященные периодичности плановых проверок.
Устанавливаются следующие периодичность проведения плановых проверок и периодичность проведения обязательных профилактических визитов:
1) не менее одной, но не более двух плановых проверок (плановая проверка может быть заменена обязательным профилактическим визитом) в год - для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска;
2) Одна плановая проверка раз в 2 года либо один обязательный профилактический визит в год - для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;
3) периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется Правительством РФ - для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска.
При этом основанием для проведения проверки может быть уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.
Также положением о виде контроля может быть предусмотрено, что плановые проверки, обязательные профилактические визиты в отношении определенных категорий риска не проводятся.
Обжаловать документы и действия в рамках проведения обязательных профилактических визитов можно в привычном порядке, срок рассмотрения жалобы – 15 рабочих дней.
В части профилактического визита по инициативе контролируемого лица большинство норм не изменилось, стоит отметить уточнение, что такой профилактический визит может быть проведен по заявлению контролируемого лица, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Для проведения такого профилактического визита контролируемое лицо подает заявление посредством единого портала госуслуг или регионального портала госуслуг.
Предусмотрено, что профилактический визит проводится в форме профилактической беседы с инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
По итогам проведения профилактического визита в целях применения мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц, а также повышения информированности граждан и организаций о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований объекту контроля может быть присвоена публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований.
Правила и критерии присвоения публичной оценки уровня соблюдения обязательных требований, а также порядок и способы информирования контролируемым лицом о присвоении ему такой оценки устанавливаются положением о виде контроля. Правительство РФ вправе определить сферы деятельности и виды контроля, при осуществлении которых присвоение такой оценки обязательно.
Также появилась отдельная статья, посвященная предписаниям об устранении выявленных нарушений.
В частности, предусмотрено, что предписание должно содержать, в том числе следующие сведения по каждому из нарушений:
1) описание каждого выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретных структурных единиц нормативного правового акта, содержащего нарушение обязательных требований;
2) срок устранения выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретной даты;
3) перечень рекомендованных мероприятий по устранению выявленного нарушения обязательных требований;
4) перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве подтверждения устранения выявленного нарушения обязательных требований.
Еще из нововведений – контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Соглашение заключается в случае, если устранение выявленных нарушений требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям.
В соответствии с соглашением контролируемое лицо обязуется поэтапно выполнять мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, выделить соответствующие ресурсы, обеспечить ликвидацию негативных последствий выявленных нарушений в случае их наступления, а контрольный (надзорный) орган приостанавливает действие предписания, при этом осуществляя поэтапную оценку исполнения контролируемым лицом соглашения.
После исполнения контролируемым лицом соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение об отмене предписания. Также контрольным (надзорным) органом принимается решение о признании соглашения исполненным или неисполненным.