Смысл реформы нормирования заключается в акцентировании внимания на процессах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, в уделении пристального внимания основным загрязняющим веществам, характерным для конкретной технологии, и ужесточении требований по отношению к ним (в виде, в том числе, непрерывных замеров концентраций таких веществ).
При этом опираются при установлении нормативных показателей для таких технологий на показатели, определенные для наилучшей доступной технологии (НДТ) (наиболее «чистой» из имеющихся). Такие основные загрязняющие вещества определены в справочниках НДТ, разработанных по отраслям, как маркерные – это вещества, выброс (сброс) которых для конкретной отрасли критичен.
Кроме того, под контролем кроме технологических нормативов через контроль соблюдения ПДК остаются и опасные вещества (вещества I, II класса опасности).
Остальные же вещества неприоритетны или из-за их незначительного количества, или из-за их непрофильности для данного вида производства, или из-за их низкой токсичности. Тем не менее, мы сталкивались с позицией, что нормирование через технологические нормативы – составляющая процедуры получения комплексного экологического разрешения (КЭР), а параллельно с этим и нормирование согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) производится по всем веществам (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 N 17АП-681/2024-АК по делу N А60-42445/2023). Однако это не согласуется с п. 9 «Положения о предельно допустимых выбросах…», утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055, которое предусматривает нормирование по всем веществам только для объектов НВОС II категории.
Также сохраняется и регулирование в сфере санитарно-защитных зон (СЗЗ), установление которых, при необходимости, ни для какой категории объектов по уровню негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) никто не отменял. Если по каким-либо веществам, не попавшим под нормирование выбросов, будет установлено превышение гигиенических нормативов за контуром объекта, то необходимо будет установить СЗЗ и контролировать выброс данного вещества в соответствии с законодательством в сфере СЗЗ.
В отношении технологических нормативов Закон № 7-ФЗ определяет что в общем представляют из себя технологические нормативы и как они устанавливаются. В Законе № 7-ФЗ речь идет о том, что технологические нормативы привязываются к конкретной технологии, определенной компетентным органом как наилучшей доступной (НДТ) на данный период времени, к единице выпускаемой продукции по такой технологии. Однако Закон № 7-ФЗ не определяет для каких конкретно веществ (всех или определенных) эти нормативы устанавливаются, в этой части присутствует отсылка к Правилам разработки технологических нормативов, которые устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. С 1 сентября 2025 года такие правила будет регулировать приказ Минприроды России от 31.03.2025 N 156, а ранее действующие аналогичные Правила, утвержденные приказом Минприроды России от 14.02.2019 N 89, утратят силу.
Итак, Законом № 7-ФЗ установлено, что технологические нормативы разрабатываются для объектов I категории и устанавливаются комплексным экологическим разрешением (КЭР). Объекты II категории, при наличии соответствующих справочников НДТ, тоже вправе получить КЭР. В этом случае владельцев таких объектов расчет технологических нормативов также затронет.
Технологические нормативы должны разрабатываться владельцами указанных выше объектов НВОС в ходе подготовки заявки на получение КЭР.
Правила устанавливают, что технологические нормативы разрабатываются для объекта НВОС, а также для его частей (далее - объекты технологического нормирования), на которых реализуются или планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы при производстве продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг, в отношении которых в справочниках НДТ описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, а также установлены технологические показатели наилучших доступных технологий, в том числе для выбросов, сбросов (далее - технологические показатели НДТ).
Технологические показатели НДТ устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды, т.е. нормативными правовыми актами Минприроды России. Это заложено в п. 3 ст. 23 Закона № 7-ФЗ. Требования Федерального закона будут исполняться природопользователем путем применения технологических показателей для расчета технологических нормативов из соответствующих приказов Минприроды России.
Порядок расчета технологических нормативов не изменен и выглядит следующим образом.
На основании анализа используемых на объекте НВОС технологий, сравнения их с данными справочника НДТ для отрасли, выявляются объекты технологического нормирования и определяются удельные значения масс выбросов (сбросов). Удельные значения масс выбросов (сбросов) определяются путем деления годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества на величину годового выпуска продукции на объекте технологического нормирования.
Если технологические показатели НДТ установлены в виде удельного значения массы выбросов, массы сбросов маркерных веществ на единицу производимой продукции, то установление технологического норматива производится умножением рассчитанного удельного показателя на объем производимой продукции, при этом расчетный удельный выброс (сброс) не может превышать технологический показатель НДТ, в противном случае технологический норматив будет рассчитан путем умножения показателя НДТ на годовой выпуск продукции.
Если технологические показатели НДТ установлены в виде концентраций маркерных веществ, то сравнивать с показателем НДТ нужно максимальную концентрацию загрязняющего вещества (для действующих объектов - по данным инвентаризации или результатов ПЭК за последние 5 лет, для строящихся объектов – по данным проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства). При непревышении максимальной концентрации показателя НДТ установление технологического норматива производится через рассчитанный удельный показатель и годовой объем продукции, как описано выше. При превышении – технологический норматив будет рассчитан путем умножения показателя НДТ на годовой объем газовой смеси или годовой расход сточных вод, определяемые согласно программе повышения экологической эффективности.
В полной мере изложенная схема расчета технологических нормативов распространяется на действующие объекты. На планируемых к строительству объектах технологические показатели превышать показатели НДТ не могут, т.е. технологический норматив устанавливается через удельный показатель и годовой объем продукции.
Также напомним, что в соответствии с нормами Закона № 7-ФЗ если вещества I, II классов опасности являются маркерными и для них предусмотрены технологические показатели, то производится сравнение рассчитанных для таких веществ технологических нормативов с рассчитанными нормативами допустимых выбросов/сбросов для указания в КЭР наименьшего (наиболее строгого) из нормативов. Таким образом, даже если используется самая «чистая» технология из имеющихся, то выбросы таких веществ по ней от конкретного объекта, как и сбросы, не должны превышать установленные для них гигиенические нормативы.