Наведен порядок в законодательных нормах, регулирующих установление нормативов отходов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР).
Сделано это путем внесения поправок в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон № 89-ФЗ) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ).
Во-первых, поправлены полномочия в части методического обеспечения разработки проектов нормативов отходов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). У регионов исключено полномочие по разработке методической базы для разработки ПНООЛР. Это полномочие осталось исключительно у федерального законодателя и только в части объектов, получающих комплексное экологическое разрешение (КЭР) (то есть объектов I категории и объектов II категории в случае выдачи на такие объекты КЭР).
При этом обязанность владельцев объектов II категории (за исключением объектов II категории, получающих КЭР) включать в ДВОС информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов осталась. Получается, что эту обязанность они могут выполнять не на основе разработанного по всем правилам проекта НООЛР.
В Законе № 7-ФЗ в части разработки НООЛР осталась отсылочная норма. Однако теперь она выглядит так:
«Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение разрабатываются и устанавливаются в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления в составе комплексного экологического разрешения.»
Также в Законе № 89-ФЗ повсеместно исключены куски оставшегося ранее, более не действующего подхода, в отношении разработки НООЛР субъектами малого и среднего предпринимательства.
Кроме этого изменены нюансы процедуры получения КЭР.
Поправлено содержимое заявки на КЭР в части отходов. Так уточнено, что заявка на получение КЭР должна содержать нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, а также обоснование таких нормативов. Само КЭР также будет содержать обоснование НООЛР.
Переоформление КЭР заменено на внесение изменений в КЭР, также отсрочено до 1 сентября 2025 года вступление в силу отдельных норм в части КЭР (утверждение порядка одобрения ППЭЭ, механизм установления нормативов для веществ I, II классов опасности в КЭР).
Для не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) объектов размещения ТКО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, необходимость получения КЭР отменена, так как их эксплуатация ограничена 1 января 2026 года. До конца срока эксплуатации они могут жить с разрешениями и документами, оформленными по старой процедуре.
Параллельно уточнены некоторые нормы по РОП и перенесен на 01.09.2025 срок появления порядка подтверждения производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг с использованием доли вторичного сырья в их составе.
Напомним, что п. 15 ст. 24.2-1 Закона № 89-ФЗ (с редакции, действующей с 01.01.2024) предусмотрено, что в случае, если товар (продукция) произведен на территории Российской Федерации с использованием вторичного сырья, произведенного на территории Российской Федерации, к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, применяется понижающий коэффициент.
Правила расчета и применения понижающего коэффициента и порядок подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья устанавливаются Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день такие правила отсутствуют, хотя проект правил был размещен на портале проектов НПА еще в феврале 2024 года (см. материал «Как будет выглядеть процедура подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья?» от 28.03.2024 на сайте: https://asergroup.ru/news/promyshlennaya-bezopasnost-i-okhrana-okruzhayushchey-sredy/kak-budet-vyglyadet-protsedura-podtverzhdeniya-proizvodstva-tovarov-s-ispolzovaniem-vtorichnogo-syrya/?ysclid=m0htb9kw3e253505054).
Как результат - воспользоваться нормой п. 15 ст. 24.2-1 природопользователь при отсутствии утвержденного порядка не сможет, как минимум, в отчетной кампании за 2024 год. Однако, возможно, найдется кто-то смелый, который посчитает, что неисполнение госорганом воли законодателя в виде своевременного принятия требуемого нормативного правового акта обязывает его переплачивать экологический сбор, чем наносит ему неправомерный ущерб и решит сам внести экологический сбор, сниженный соразмерно доле вторсырья в произведенной продукции.