Новая система обращения с отходами I и II классов опасности

31.01.2022
С 1 марта 2022 года вступает в силу система норм законодательства об отходах производства и потребления, регулирующая особый порядок обращения с наиболее опасными для окружающей среды отходами – отходами I и II классов опасности, в частности, нормы о деятельности Федерального оператора по обращению с указанными отходами.

Система обращения с отходами I и II классов опасности. С 1 марта 2022 года вступает в силу система норм законодательства об отходах производства и потребления, регулирующая особый порядок обращения с наиболее опасными для окружающей среды отходами – отходами I и II классов опасности, в частности, нормы о деятельности Федерального оператора по обращению с указанными отходами.

Включение указанной системы норм в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» произошло еще в 2019 году и обусловлено необходимостью введения и законодательного закрепления специальных мер по обращению с указанными видами отходов ввиду их особой опасности. В частности, в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в 2019  году были внесены следующие изменения (статьи 14.1. – 14.5.), направленные на создание правовой основы для регулирования отношений по обращению с отходами I и II классов опасности:

  1. установлены особенности обращения с отходами I и II классов опасности;

  2. закреплен особый правовой статус специального Федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности и содержание его Инвестиционной программы;

  3. утверждены особенности подготовки, утверждения и дальнейшего использования Федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности;

  4. введена Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

В развитие новых норм ФЗ «Об отходах производства и потребления», регулирующих порядок обращения с отходами I и II классов опасности, был принят ряд нормативных правовых актов Правительства РФ и Госкорпорации «Росатом», к которым, прежде всего, следует отнести:

  1. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2019 г. № 1305 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности»;

  2. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2019 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности»;

  3. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2019 г. № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности»;

  4. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2533 «Об утверждении Правил предоставления права пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I и II классов опасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

  5. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 14 апреля 2021 г. № 1/6-НПА «Об утверждении формы отчета об осуществлении затрат на разработку, утверждение и ввод в эксплуатацию государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности за счет собственных и (или) заемных средств, планируемых к возмещению за счет субсидии из федерального бюджета».

Деятельность Федерального экологического оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Полномочиями Федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в 2019 году было наделено подведомственное Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО»» (распоряжение Правительства РФ от 14 ноября 2019 г. № 2684-р «Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности»), которое в 2020 году было переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее также Федеральный экологический оператор, ФГУП «ФЭО»).

ФГУП «ФЭО» начинает осуществлять свою деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности как самостоятельно, так и с привлечением операторов по обращению с указанными отходами, с 1 марта 2022 года. При этом деятельность Федерального оператора осуществляется:

  • на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключаемых Федеральным оператором с отходообразователями (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности);

  • в соответствии с Федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности, разрабатываемой Госкорпорацией «Росатом» и утверждаемой Правительством РФ;

  • по утвержденному Федеральной антимонопольной службой РФ (ФАС России) предельному (максимальному) тарифу, включающему в том числе расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности;

  • согласно Федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК).

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 14.1. ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный оператор осуществляет ряд функций, к которым следует отнести:

  • осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;

  • представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;

  • осуществление функций оператора Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;

  • иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Указанная Федеральная государственная информационная система (ФГИС ОПВК) является фактически единой цифровой платформой (http://gisopvk.ru), на которой будет осуществляться организационное, а также информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности между Федеральным оператором, отходообразователями (в том числе обеспечивающими самостоятельное обращение с отходами), операторами по обращению с отходами I и II классов опасности и региональными операторами по обращению с ТКО. Указанные субъекты должны обеспечивать представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК.

Согласно пунктам 12 и 13 Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 октября 2019 г. № 1346 для работы во ФГИС ОПВК необходимо иметь:

  • усиленную квалифицированную электронную подпись;

  • программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с системой.

Состав информации, включаемой во ФГИС ОПВК, предусмотрен пунктом 8 указанного Положения. При этом, необходимо отметить, что отходообразователи в случае самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности обязаны предоставлять во ФГИС ОПВК информацию о полном жизненном цикле отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях, а те отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке указанных отходов, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с Федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с ними, при этом отказ от заключения такого договора не допускается.

Минприроды России в информации, размещенной на своем официальном интернет-сайте[1], указывает, что организация Федеральным оператором деятельности по привлечению операторов по обращению с отходами I и II классов опасности в целях последующего сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания или размещения отходов будет обеспечиваться на основании Федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности с учетом оптимальной логистики и стоимости их услуг, которая будет определяться на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок.

Таким образом, с 1 марта 2022 года вступают в законную силу правовые нормы, регулирующие деятельность Федерального экологического оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (которым в настоящее время является ФГУП «Федеральный экологический оператор», подведомственное Госкорпорации «Росатом»). Соответственно, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (отходообразователи), должны заключить соответствующие договоры оказания услуг по обращению с указанными отходами с Федеральным оператором посредством Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК), что станет возможным с 1 марта 2022 г. (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»»).



[1] информация Минприроды России «Новые условия работы с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года», размещена 11 января 2022 г. на официальном интернет-сайте Министерства https://www.mnr.gov.ru/docs/metodicheskie_dokumenty/novye_usloviya_raboty_s_otkhodami_i_i_ii_klassov_opasnosti_s_1_marta_2022_goda/

Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Федеральный закон от 04.08.2023 № 476-ФЗ
В субъектах РФ может появиться своя система расчета массы ТКО для оплаты услуг региональных операторов
={this.Name}
АСЭРГРУПП в партнерстве с ЭКОТИМ
25.09.2023
Федеральный закон от 04.08.2023 N 483-ФЗ
Любое контролируемое лицо теперь может инициировать проведение контролирующим органом профилактического визита
={this.Name}
АСЭРГРУПП в партнерстве с ЭКОТИМ
18.09.2023
Утвержден порядок подготовки Единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования
Особенности подготовки Единого документа и внесения в него изменений позволяют снять ряд процедур, предусмотренных в градостроительном праве
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.09.2023
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...