Профессиональное обучение 
для руководителей, юристов 
и отраслевых специалистов

Новая система обращения с отходами I и II классов опасности

31.01.2022
С 1 марта 2022 года вступает в силу система норм законодательства об отходах производства и потребления, регулирующая особый порядок обращения с наиболее опасными для окружающей среды отходами – отходами I и II классов опасности, в частности, нормы о деятельности Федерального оператора по обращению с указанными отходами.

Система обращения с отходами I и II классов опасности. С 1 марта 2022 года вступает в силу система норм законодательства об отходах производства и потребления, регулирующая особый порядок обращения с наиболее опасными для окружающей среды отходами – отходами I и II классов опасности, в частности, нормы о деятельности Федерального оператора по обращению с указанными отходами.

Включение указанной системы норм в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» произошло еще в 2019 году и обусловлено необходимостью введения и законодательного закрепления специальных мер по обращению с указанными видами отходов ввиду их особой опасности. В частности, в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» в 2019  году были внесены следующие изменения (статьи 14.1. – 14.5.), направленные на создание правовой основы для регулирования отношений по обращению с отходами I и II классов опасности:

  1. установлены особенности обращения с отходами I и II классов опасности;

  2. закреплен особый правовой статус специального Федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности и содержание его Инвестиционной программы;

  3. утверждены особенности подготовки, утверждения и дальнейшего использования Федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности;

  4. введена Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

В развитие новых норм ФЗ «Об отходах производства и потребления», регулирующих порядок обращения с отходами I и II классов опасности, был принят ряд нормативных правовых актов Правительства РФ и Госкорпорации «Росатом», к которым, прежде всего, следует отнести:

  1. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2019 г. № 1305 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности»;

  2. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2019 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности»;

  3. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2019 г. № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности»;

  4. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 2533 «Об утверждении Правил предоставления права пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I и II классов опасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

  5. Приказ Госкорпорации «Росатом» от 14 апреля 2021 г. № 1/6-НПА «Об утверждении формы отчета об осуществлении затрат на разработку, утверждение и ввод в эксплуатацию государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности за счет собственных и (или) заемных средств, планируемых к возмещению за счет субсидии из федерального бюджета».

Деятельность Федерального экологического оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Полномочиями Федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности в 2019 году было наделено подведомственное Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО»» (распоряжение Правительства РФ от 14 ноября 2019 г. № 2684-р «Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности»), которое в 2020 году было переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (далее также Федеральный экологический оператор, ФГУП «ФЭО»).

ФГУП «ФЭО» начинает осуществлять свою деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности как самостоятельно, так и с привлечением операторов по обращению с указанными отходами, с 1 марта 2022 года. При этом деятельность Федерального оператора осуществляется:

  • на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключаемых Федеральным оператором с отходообразователями (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности);

  • в соответствии с Федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности, разрабатываемой Госкорпорацией «Росатом» и утверждаемой Правительством РФ;

  • по утвержденному Федеральной антимонопольной службой РФ (ФАС России) предельному (максимальному) тарифу, включающему в том числе расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности;

  • согласно Федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК).

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 14.1. ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный оператор осуществляет ряд функций, к которым следует отнести:

  • осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности;

  • представление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности;

  • осуществление функций оператора Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;

  • иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности. Указанная Федеральная государственная информационная система (ФГИС ОПВК) является фактически единой цифровой платформой (http://gisopvk.ru), на которой будет осуществляться организационное, а также информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности между Федеральным оператором, отходообразователями (в том числе обеспечивающими самостоятельное обращение с отходами), операторами по обращению с отходами I и II классов опасности и региональными операторами по обращению с ТКО. Указанные субъекты должны обеспечивать представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК.

Согласно пунктам 12 и 13 Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 октября 2019 г. № 1346 для работы во ФГИС ОПВК необходимо иметь:

  • усиленную квалифицированную электронную подпись;

  • программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с системой.

Состав информации, включаемой во ФГИС ОПВК, предусмотрен пунктом 8 указанного Положения. При этом, необходимо отметить, что отходообразователи в случае самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности обязаны предоставлять во ФГИС ОПВК информацию о полном жизненном цикле отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях, а те отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке указанных отходов, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с Федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с ними, при этом отказ от заключения такого договора не допускается.

Минприроды России в информации, размещенной на своем официальном интернет-сайте[1], указывает, что организация Федеральным оператором деятельности по привлечению операторов по обращению с отходами I и II классов опасности в целях последующего сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания или размещения отходов будет обеспечиваться на основании Федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности с учетом оптимальной логистики и стоимости их услуг, которая будет определяться на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок.

Таким образом, с 1 марта 2022 года вступают в законную силу правовые нормы, регулирующие деятельность Федерального экологического оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (которым в настоящее время является ФГУП «Федеральный экологический оператор», подведомственное Госкорпорации «Росатом»). Соответственно, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (отходообразователи), должны заключить соответствующие договоры оказания услуг по обращению с указанными отходами с Федеральным оператором посредством Федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК), что станет возможным с 1 марта 2022 г. (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»»).



[1] информация Минприроды России «Новые условия работы с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 года», размещена 11 января 2022 г. на официальном интернет-сайте Министерства https://www.mnr.gov.ru/docs/metodicheskie_dokumenty/novye_usloviya_raboty_s_otkhodami_i_i_ii_klassov_opasnosti_s_1_marta_2022_goda/

Источник: Пономарев М.В., Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
Один многоквартирный дом – один земельный участок?
О позиции Росреестра по вопросу регистрации общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом и вопросе расположения на одном участке нескольких многоквартирных домов.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
19.05.2022
Какие послабления земельного права приняты сегодня в регионах
Примеры арендной платы за земельный участок за 1 рубль, иные льготы по арендной плате. Отмена общественных обсуждений и публичных слушаний и иные послабления требований земельного права.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
11.05.2022
«Этап строительства» - что это за понятие
Скорректировано определение «этапа строительства». Особенности применения градостроительного права на отдельных этапах строительства. Особенности этапов строительства линейных объектов.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
06.05.2022
Экспертиза проектной документации и экологическая экспертиза упрощены
Перечень объектов, освобожденных от экологической экспертизы проектной документации, от историко-культурной экспертизы. Уточненные возможности отказа от проведения повторной экспертизы проектной документации.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
29.04.2022
Утверждены особенности регулирования земельных отношений в 2022 году
О новых случаях предоставления земельных участков без торгов, сокращении вдвое сроков различных процедур земельного права и особенностях подготовки схемы расположения земельного участка.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
26.04.2022
Как организовать выездной прием и курьерскую доставку для кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости
О возможности вызова представителя Роскадастра к заявителю. Условия подачи заявки. Курьерская доставка итоговых документов заявителю. Расценки на услуги.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.04.2022
Строительство одного объекта на нескольких земельных участках
Новые условия градостроительного права, допускающие возможность строительства на нескольких участках площадного объекта. Три условия, которым должны соответствовать земельные участки, правила выдачи ГПЗУ и разрешения на строительства.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
12.04.2022
Особенности градостроительных отношений в 2022 году
Перечень случаев, снимающих требования Градостроительного кодекса РФ на период до 1 января 2023 года в части получения ГПЗУ, подготовки документации по планировке территории, выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
06.04.2022
Реконструкция и капитальный ремонт существующих линейных объектов – состав и содержание требований к проектированию
Реконструкция и капитальный ремонт существующих линейных объектов. Состав и содержание требований и условий к архитектурно-строительному проектированию.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
25.03.2022
Как гражданину приобрести права на земельный участок под неоформленным жилым домом
О порядке и условиях оформления права собственности гражданина на земельный участок под жилым домом, построенным до 14 мая 1998 года, права на который также не оформлены.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
22.03.2022
Земельный участок под многоквартирным домом
Новое понятие многоквартирного дома. Статус земельного участка под домом. Образование земельного участка под домом на основании схемы. Сроки вступления данного послабления.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.03.2022
Особенности регулирования земельных отношений в 2022 году
Новые полномочия Правительства РФ по установлению особенностей применения градостроительного и земельного права. Льготы по аренде земли и платы за нее. Отказ или сокращение сроков проведения общественных обсуждений или публичных слушаний и др. особенности.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
18.03.2022
Момент признания объектов незавершенного строительства объектами недвижимости
Объект незавершенного строительства как объект недвижимости. Федеральный реестр таких объектов. Основания включения объектов в реестр. Момент признания объекта незавершённого строительства объектом права, подлежащего регистрации и кадастровому учету.
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
16.03.2022
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...