Пунктом 15 статьи 24.2-1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что в случае, если товар (продукция) произведен на территории России с использованием вторичного сырья, произведенного на территории России, к нормативу утилизации отходов от использования товаров, массе произведенной упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, применяется понижающий коэффициент.
На официальном портале проектов НПА появился проект постановления Правительства РФ, устанавливающий порядок определения размера такого коэффициента (проект доступен по ссылке:
https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=145765).
Согласно проекту коэффициент определяется как разница между единицей и фактической долей использования вторичного сырья при производстве товаров. А в случае использования вторичного сырья при производстве товаров (продукции) в размере 60 % и более норматив утилизации считается исполненным в полном объеме.
Установлены также правила подтверждения производства товаров с использованием вторичного сырья.
В действующем законодательстве аналогичной процедуры не предусмотрено, подтверждение использования вторичного сырья при производстве товаров (до 01.01.2024 – только упаковки) отдано на откуп производителю без всякой процедуры.
Планируемая дата вступления в силу постановления не известна. Хорошо, если постановление будет принято оперативно и с формулировкой «применяется к правоотношениям, действующим с 01.01.2024». Иначе и в отчетной компании за 2024 год придется гадать и просить регулятора разъяснять, как быть.
Через что нужно будет пройти производителю товаров, чтобы воспользоваться заветным коэффициентом?
Предусмотрена следующая процедура.
Подтверждение наличия у производителя технической и технологической возможности производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья будет осуществляться Минпромторгом России.
Процедура подтверждения начинается с подачи заявителем соответствующей заявки с использованием государственной информационной системы промышленности.
В случае корректного заполнения заявки следующий этап - осуществление Торгово-промышленной палатой Российской Федерации выездной оценки наличия
у заявителя технической и технологической возможности производства товаров.
Указанная выездная оценка не проводится в случае, если заявитель включен в реестр утилизаторов и представил выписку из него при подаче заявки.
После завершения выездной оценки и поступления акта выездной оценки в Минпромторг России им принимается решение о выдаче заключения о подтверждении наличия у производителя технической и технологической возможности производства товаров (продукции) с использованием вторичного сырья с включением данных о производителе в реестр, либо об отказе заявителю.
Заключение о подтверждении будет включать, в том числе сведения о производимой продукции и об используемом в процессе производства оборудовании. Заключение будет действовать в течение 6 лет с даты его выдачи.
Если в эти 6 лет у производителя произойдут изменения, то необходимо будет вносить эти изменения в реестр. Такая необходимость возникнет при изменениях в технологии, изменении состава, характеристик оборудования, изменении номенклатуры производимых товаров, а также изменении других сведений, указываемых в заявке на включение в реестр (наименование, адрес заявителя и пр.). Внесение изменений в реестр равноценно процедуре первичной регистрации в реестре.
Однако чтобы иметь возможность применять понижающий коэффициент к нормативам утилизации отходов от использования товаров, к массе произведенной упаковки недостаточно иметь заключение о подтверждении Минпромторга России и присутствовать в реестре.
Подтверждение использования определенной доли вторичного сырья в производстве товаров (продукции) достигается фактом предоставления ежегодной отчетности посредством государственной информационной системы промышленности и ее принятия Минпромторгом России.
Не позднее 25 января года, следующего за отчетным, необходимо будет направлять в Минпромторг России заявление о подтверждении использования определенной доли вторичного сырья в производстве товаров с приложением отчетности об использовании определенной доли вторичного сырья в производстве товаров и солидного набора подтверждающих документов.
В самой отчетности будет приводиться информация о количестве произведенной продукции с использованием вторичного сырья и данных о продажах и остатке произведенной продукции по итогам отчетного периода.
Если Минпромторг России принял положительное решение, производитель через государственную информационную систему промышленности может получить выписку из реестра с информацией о подтвержденной доли использованного вторичного сырья и возможности применения понижающего коэффициента.
Однако предусматривается, что решение по возможности использования коэффициента Минпромторгом России принимается только к 1 апреля.
При этом отчетность о массе товаров, упаковки, произведенных на территории Российской Федерации подается до 15 апреля. Процедура внесения изменений в поданный отчет, обмен информацией или возможность доноса документов не установлены. Так что права на ошибку в подаче отчетности законодатель не дает.
Пока что процедура представляется очень трудозатратной при отсутствии гарантии результата. При этом пояснительная записка к проекту постановления снабжена ритуальной фразой, что принятие проекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.