Новый правовой механизм осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Принятие Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений)) изменило основополагающие подходы к проведению контрольно-надзорной деятельности в различных сферах государственного управления.
Данный Федеральный закон установил ряд достаточно важных нововведений, в частности им было:
1. закреплено новое понятие «государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в Российской Федерации» и его законодательное определение (ст. 1), в котором в отличие от действующего определения, закрепленного в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по-другому расставлены приоритеты работы контролирующих органов:
-
вместо предупреждения, выявления и пресечения нарушений подконтрольными субъектами установленных требований акцент смещен на предупреждение и пресечение, в первую очередь, причинения вреда жизни, здоровью людей, нравственности, правам и законным интересам граждан и организаций;
-
государственный контроль (надзор), муниципальный контроль теперь должны быть направлены на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.
2. определена сфера действия данного Федерального закона (в частности, он не распространяется на контроль за деятельностью федерального и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами) (п. 4 ст. 2);
3. установлены полномочия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 4, 5 и 6);
4. закреплены новые принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статьи 7 – 14);
5. определен предмет и объекты государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 15, 16);
6. установлены полномочия, права и обязанности участников отношений в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц, контролируемых лиц) (раздел III);
7. создана полноценная система анализа и учета рисков (расширение риск-ориентированного подхода более чем на 200 видов государственного контроля);
8. закреплен порядок организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (включая виды контрольно-надзорных мероприятий, порядок их проведения, сроки, результаты и др.) (раздел V);
9. более четкая систематизация контрольных (надзорных) мероприятий, их дифференциация на две группы:
-
со взаимодействием с контролируемыми лицами (контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверки);
-
без взаимодействия с контролируемыми лицами (наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование);
-
формирование с 1 июля 2021 года специального электронного Реестра видов контроля (надзора);
-
расширение перечня профилактических инструментов (например, появятся такие меры, как стимулирование добросовестности, консультирование, профилактический визит и т. п.);
-
внедрение механизма досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (например, путем подачи жалобы в электронном виде с использованием порталов госуслуг).
Новый порядок проведения федерального государственного экологического контроля (надзора). В соответствии с новым Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», учитывая его новеллы и новые правовые механизмы, начали утверждаться нормативные правовые акты, утверждающие порядок осуществления государственного надзора на федеральном уровне в отдельных сферах. В частности, постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1096 было утверждено новое Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).
Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) (ФГЭК), за исключением ФГЭК, осуществляемого подразделениями ФСБ России на объектах, подведомственных ФСБ России.
Предметом ФГЭК в соответствии с указанным Положением является:
-
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ «О континентальном шельфе», ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», ФЗ «Об охране озера Байкал», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Градостроительным кодексом РФ, Водным кодексом РФ и др.
-
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» (Технических регламентов: «О безопасности объектов морского транспорта», «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», «О безопасности маломерных судов», «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»);
Контрольный орган при осуществлении ФГЭК относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
-
чрезвычайно высокий риск – периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий – 1 раз в год;
-
высокий риск – 1 раз в 2 года;
-
значительный риск – 1 раз в 3 года;
-
средний риск – 1 раз в 4 года;
-
умеренный риск – 1 раз в 5 лет;
-
низкий риск.
Контрольный орган может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
-
инспекционный визит;
-
рейдовый осмотр;
-
документарная проверка;
-
выездная проверка.
Контрольный орган может проводить следующие профилактические мероприятия:
-
информирование;
-
обобщение правоприменительной практики;
-
объявление предостережения;
-
профилактический визит;
-
консультирование.
При осуществлении ФГЭК проводятся:
-
плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
-
внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия;
-
контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
-
инспекционный визит;
-
рейдовый осмотр;
-
документарная проверка;
-
выездная проверка;
-
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
-
выездное обследование.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
-
осмотр;
-
опрос;
-
получение письменных объяснений;
-
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
-
инструментальное обследование.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
-
осмотр;
-
досмотр;
-
опрос;
-
получение письменных объяснений;
-
истребование документов;
-
отбор проб (образцов);
-
инструментальное обследование;
-
испытание;
-
экспертиза.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
-
получение письменных объяснений;
-
истребование документов;
-
экспертиза.
При этом следует отметить, что внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Регламент проведения федерального государственного экологического контроля (надзора). В развитие рассмотренного выше Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) был принят приказ Росприроднадзора от 06.07.2020 г. № 783, которым был утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора.
Административным регламентом установлены:
-
сфера применения полномочий Росприроднадзора по осуществлению федерального государственного экологического надзора;
-
права и обязанности должностных лиц (инспекторов) при осуществлении государственного контроля (надзора);
-
права и обязанности лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по государственному контролю (надзору);
-
исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки;
-
состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.
-
в приложении приведен перечень документов и информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Административный регламент устанавливает, что конечными результатами при осуществлении федерального государственного экологического надзора могут являться:
-
составление акта проверки;
-
выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
-
выдача заключения органа федерального государственного экологического надзора;
-
составление акта планового (рейдового) осмотра, обследования;
-
составление акта административного обследования объектов земельных отношений;
- составление заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.