При контроле свойств сточных вод водоотводящей организацией она отбирает контрольную пробу. Абонент при этом имеет право на отбор параллельной пробы, и только если проба может храниться более 12 суток, то может быть отобрана и резервная проба, которая будет храниться у водоотводящей организации и будет анализироваться при больших различиях в результатах контрольной и параллельной проб.
В дальнейшем если возникает спор, а контрольная и параллельная пробы сильно различаются, то обращаются к резервной пробе для анализа спорных показателей, для определения которых срок хранения пробы не истек, и при расчете платежей абонента по конкретному показателю применяют среднее арифметическое значение резервной и наиболее близкого к ней по результату значения контрольной и параллельной проб.
Если же резервная проба не отбиралась (т.е. если срок хранения пробы в соответствии с методикой определения конкретных показателей в ней маленький - менее 12 суток), а различия в результатах исследования контрольной и параллельной проб существенные, то абонента будут ждать более высокие платежи за водоотведение.
Получается несправедливость, вызванная необходимостью ждать результатов анализа контрольной и параллельной проб. Тем самым упускается драгоценное время, в течение которого происходит «устаревание» резервной пробы и впоследствии уже невозможно сгладить сильные различия в результатах исследований в отношении «устаревших» параметров резервной пробы.
Это и послужило поводом обращения абонента в Конституционный Суд РФ (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2025 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 34 и пункта 45 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод в связи с жалобой акционерного общества "Объединенная двигателестроительная корпорация", далее – Постановление № 13-П).
Конституционный Суд РФ разобрался в требованиях Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 г. N 728 (далее – Правила) и пришел к выводу об их несоответствии Конституции в обжалуемой части, призвав законодателя поправить Правила. Действительно, почему нельзя исследовать быстро «устаревающие» параметры заранее, а потом использовать результаты такого анализа при необходимости?
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2025 N 697 как раз и внесены соответствующие правки в Правила, исключающие несправедливость.
Так, с даты вступления в силу изменений при отборе резервной пробы ее будут разделять на две части.
Анализ части резервной пробы для определения показателей, срок хранения проб для анализа которых составляет менее 12 суток, будет осуществляться на основании письменного сообщения о проведении анализа, направляемого абонентом или организацией, осуществляющей водоотведение, в виде отдельного уведомления любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения такого уведомления адресатом (второй стороной взаимоотношений).
Предназначенная для этого часть резервной пробы передается в аккредитованную лабораторию лицом, направившим письменное сообщение о проведении анализа. Если же подали уведомления обе стороны, то анализы передаются в лабораторию той стороной, которая направила уведомление первой, а при одновременном направлении – водоотводящей организацией.
Стоит обратить внимание, что анализ резервной пробы должна осуществлять третья лаборатория, то есть та, которая не была задействована при исследовании контрольной и параллельной пробы. Иначе результаты анализа резервной пробы не будут приняты к учету.
Анализ такой пробы осуществляется по всем показателям состава и свойств сточных вод, которые указаны в приложении N 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, или для которых установлены нормативы состава сточных вод, срок хранения проб которых составляет менее 12 суток. При этом анализ осуществляется по показателям, для определения которых на дату осуществления анализа части резервной пробы в аккредитованной лаборатории срок хранения пробы не истек.
Таким образом, нужно иметь понимание, какие параметры будут исследоваться в той части резервной пробы, которая хранится менее 12 суток, каков максимальный срок хранения проб для измерений по этим показателям и когда нужно направить уведомление второй стороне, чтобы не упустить момент с учетом того, что на передачу пробы формально тоже уйдет время (определено, что 1 день отводится на передачу пробы от водоотводящей организации к абоненту и еще до 2 дней – на передачу аккредитованной лаборатории).
Порядок учета резервной пробы при оценке результатов контроля состава и свойств сточных вод не изменен, но если спора не возникает, то ее результаты не используются.
Действовать нововведения начинают с 1 сентября 2025 года. Как быть до этой даты установлено Постановлением № 13-П, которым предусмотрено, что пока при параллельном отборе проб сточных вод для анализа по тем показателям состава и свойств сточных вод, срок хранения проб для анализа которых составляет менее 12 суток, абонент вправе заявить также о необходимости отбора за его счет дополнительной - резервной - пробы и ее анализа за его счет в аккредитованной лаборатории, не участвующей в анализе контрольной и параллельной проб.