Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) в соответствии со статьей 105 Земельного кодекса РФ относится к зонам с особыми условиями использования территории (далее – зона, ЗОУИТ), в которых может устанавливаться особый режим землепользования, в том числе ограничивающий правообладателям земельных участков, попадающих в границы зоны, право строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее – постановление №160) прямо оговаривает, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Приведенная норма зачастую рассматривается владельцами объектов электросетевого хозяйства как запрещающая строительство, в том числе жилых домов.
Но нужно иметь в виду, что Верховный Суд РФ в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2021 N 18-КГ21-5-К4 обратил внимание на ряд существенных аспектов, защищающих интересы правообладателей земельных участков, оказавшихся в охранной зоне.
В конкретном случае, гражданин на законных основаниях осуществил реконструкцию жилого дома на земельном участке, попадающем в границы охранной зоны от линии электропередачи и обратился в органы местного самоуправления за получением уведомления, разрешающего регистрацию права в ЕГРН. На момент начала реконструкции дома в ЕГРН (ранее ЕГРП) не были внесены сведения об охранной зоне, возведенная пристройка не входит в охранную зону ВЛ 110 кВ, поскольку помещения пристроены с тыльной (задней) стороны дома по отношению к линии электропередач.
Однако, в согласовании разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного жилого дома со стороны сетевиков было отказано, после чего администрацией муниципального образования гражданину выдано уведомление о несоответствии реконструированного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности и рекомендовано обратиться в суд.
Верховный Суд РФ отметил, что в силу статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным кодексом, федеральными законами, помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. А частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство капитального объекта, в том числе с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Пункт 10 постановления №160 указывает, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Однако в процессе рассмотрения дела нижестоящими судами не представлено доказательств в подтверждение того, что расположение спорного жилого дома может повлечь нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства, а также может создавать угрозу жизни и здоровью граждан или повлечь за собой иные негативные последствия.
Кроме того, нужно учитывать, что гражданина не уведомляли об ограничениях при использовании земли рядом с линией электропередачи. Нижестоящие суды формально сослались на то, что дом расположен в охранной зоне, и не пояснили, в чем заключается угроза жизни и здоровью людей.
Таким образом, при возникновении спорных ситуаций строительства жилых домов в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства сетевым организациям придется доказывать, в чем конкретно может быть угроза жизни и здоровью и почему нельзя признать право на реконструированный дом в соответствующей зоне.