Лесной кодекс РФ дополнен новой главой 1.2 «Лесные дороги». Как понятно из названия главы она с 1 сентября 2026 года будет регулировать проблематику создания и эксплуатации лесных дорог.
Изменения в Лесной кодекс РФ внесены Федеральным законом от 07.07.2025 N 205-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации".
Введение в действие новой главы Лесного кодекса РФ лишь через год связано с тем, что Рослесхоз должен разработать и утвердить:
- Правила планирования сети лесных дорог;
- Правила создания и содержания лесных дорог, видов лесных дорог, правового режима эксплуатационных, защитных, резервных лесов и видов разрешенного использования лесов,
- основные элементы и параметры лесных дорог,
- перечень мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на леса и окружающую среду, проводимых при создании и содержании лесных дорог, и
- требования к проведению таких мероприятий.
Внесенные в лесное право изменения добавили в российское право определение лесных дорог, под которыми понимаются объекты лесной инфраструктуры, представляющие собой создаваемые для обеспечения транспортной доступности лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых расположены леса, дороги необщего пользования, предназначенные для движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесоустройству и (или) использования лесов.
Лесные дороги могут располагаться как в эксплуатационных, так и защитных и резервных лесах, а также на особо защитных участках лесов. Но нужно понимать, что формироваться сеть лесных дорог должна в соответствии с лесными планами регионов, лесохозяйственными регламентами лесничеств и проектами освоения лесов.
Новое регулирование предлагает и некую классификацию лесных дорог:
- по назначению: лесохозяйственные дороги и лесотранспортные дороги;
- по срокам эксплуатации: постоянные лесные дороги и временные (сезонные) лесные дороги;
- по типу покрытия: с твердым покрытием и лесные дороги, не имеющие твердого покрытия;
- по капитальности: лесные дороги могут относиться к объектам капитального строительства или к некапитальным строениям, сооружениям.
В отношении лесохозяйственных дорог новая глава Лесного кодекса РФ устанавливает, что они могут создаваться:
1) органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий;
2) лицами, которые используют леса и (или) на которых возложена обязанность по осуществлению мероприятий по сохранению лесов;
3) юридическими и физическими лицами, реализующими лесоклиматические проекты.
В свою очередь лесотранспортные дороги создаются лицами, которым предоставлены лесные участки для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств (включая самоходные машины, другие виды техники, предназначенные для рубки лесных насаждений и для транспортировки древесины из леса) к предоставленным в целях заготовки древесины лесным участкам и проезда по таким участкам, в том числе в целях доставки людей, грузов, а также для вывоза из леса древесины, продукции ее переработки при осуществлении деятельности по заготовке древесины.
Причем лица, использующие леса, вправе создавать лесотранспортные дороги на предоставленных им лесных участках, а также за границами предоставленных им лесных участков. Главное, что дорога будет использоваться для вывоза из леса древесины, а также для обеспечения проезда к предоставленным им в целях заготовки древесины лесным участкам.
Отдельно в новом регулировании отмечается, что строительство и эксплуатация лесных дорог, допускаются при условии соблюдения правового режима водоохранных зон и проведения мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на леса и окружающую среду, и сохранения целевого назначения лесов, расположенных в водоохранных зонах, и их полезных функций.
В ценных же лесах строительство лесных дорог будет допускаться лишь при условии проведения мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на леса и окружающую среду, и сохранения целевого назначения таких лесов и их полезных функций.