С 1 сентября 2024 года из законодательства РФ, в том числе и постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее – постановление № 87) исключена обязательность использования национальных стандартов и сводов правил.
Прежняя редакция статьи 6 Федерального Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – ФЗ №384) указывала два варианта документов (национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований указанного федерального закона.
В настоящее время в статье 6 ФЗ №384 перечисляются не два варианта документов, а целый перечень, состоящий из:
1) национальных стандартов Российской Федерации и (или) сводов правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);
2) международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;
3) стандартов организаций;
4) результатов применения предусмотренных частью 6 статьи 15 ФЗ №384 способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным ФЗ №384, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
То есть, вместо исключительно национальных стандартов и сводов правил проектировщик вправе использовать и региональные стандарты и стандарты организаций и даже иные способы обоснования проектировочных решений. Правда применяться они могут со дня включения таких требований в реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации. Международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, предусматривающие требования безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, применяются со дня регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании.
В соответствии с частью 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" неприменение стандартов и (или) сводов правил, не может оцениваться как несоблюдение требований технического регламента. Мало того, в случае отклонения от установленных добровольных требований, для оценки соответствия требованиям Технического регламента допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов, обоснованных способами, предусмотренными частью 6 статьи 15 Технического регламента.
Кроме того, исключена и необходимость разработки в проектной документации специальных технических условий (СТУ) и включение в доказательную базу других способов и подходов для обоснования соответствия архитектурных, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий, разрабатываемых на добровольной основе для обеспечения безопасности зданий и сооружений на всех этапах жизненного цикла. Приказ Минстроя России от 30.11.2020 г. N 734/пр "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" с 1 сентября 2024 года утратил силу.
В пояснительной записке к проектной документации теперь указываются результаты применения предусмотренных ФЗ №384 способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным указанным федеральным законом.
По мнению Главгосэкспертизы, выраженному на их сайте отмена СТУ повысит личную ответственность проектировщика при более широком выборе проектных решений.
Новые способы обоснования проектных решений все же должны по форме и содержанию соответствовать Постановлению Правительства РФ от 30.05.2024 N 708
"Об утверждении требований к содержанию результатов применения предусмотренных ч. 6 ст. 15 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным указанным ФЗ, порядку их подготовки и утверждения" (далее постановление № 708).
Согласно указанному постановлению №708 способы обоснования представляются в составе проектной документации. Помимо перечисленных в данном постановлении требований к содержанию именно для линейных объектов нужно указывать:
- реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории,
- а в отношении линейного объекта федерального значения, регионального значения или местного значения, подготовка проектной документации которых осуществляется до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта, - чертеж границ зон планируемого размещения линейного объекта.