Профессиональное обучение 
для руководителей, юристов 
и отраслевых специалистов

Об определении границ публичных сервитутов

03.11.2022
О документах, необходимых для регистрации границ публичного сервитута. Об отказах в регистрации сервитута.

С середины 2018 года в земельном праве активно развивается проблематика установления публичных сервитутов. В главе V.7 Земельного кодекса РФ закреплены цели, условия и порядок принятия решений об установлении публичного сервитута. При этом не стоит забывать, что публичный сервитут считается установленным не с момента принятия решения о его установлении уполномоченными органами власти, а со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).

Согласно требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ N 218) сведения о публичном сервитуте вносятся в реестр границ ЕГРН. Существует и перечень информации, которая необходима для внесения публичного сервитута в ЕГРН. В реестр границ вносятся следующие сведения о публичном сервитуте:

1) реквизиты решения об установлении публичного сервитута, включая дату принятия и номер решения;

2) описание местоположения границ публичного сервитута;

3) цель установления публичного сервитута;

4) срок публичного сервитута;

5) почтовый адрес и адрес электронной почты обладателя публичного сервитута;

6) наименование органа власти, принявшего решение об установлении публичного сервитута, и источник, в котором указанное решение было опубликовано.

Можно заметить, что в перечне отсутствует требование о необходимости указания кадастровых номеров земельных участков, на которые распространяется публичный сервитут.

Письмом Росреестра от 14 сентября 2022 г. N 11-7847-АБ/22 даются по данному вопросу разъяснения. Росреестр отмечает, что, хотя прямо в перечне сведений, которые вносятся в реестр границ в ЕГРН кадастровые номера земельных участков не указаны, но в ходатайстве об установлении публичного сервитута, которое подает заинтересованное лицо, должны быть указаны в том числе кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков. Кроме того, вместе с перечислением кадастровых номеров к ходатайству прикладывается и графическое описание местоположения границ публичного сервитута, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН. Таким образом получается, что решение уполномоченного органа об установлении публичного сервитута основывается на информации из ходатайства и, следовательно, вопрос с перечислением подпадающих под действие публичного сервитута земельных участков решен. Решение об установлении публичного сервитута должно содержать информацию о кадастровых номерах (при их наличии) земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, адреса или описание местоположения таких земельных участков.

Кстати, согласие правообладателей земельных участков для принятия решения об установлении публичного сервитута на их земельные участки не требуется. Конечно, решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Кроме того, если в течение пятнадцатидневного срока правообладатель земельного участка не выразил свое отношение к публичному сервитуту, то согласно п. 10 ст. 39.43 Земельного кодекса РФ ни предоставление земельного участка, обремененного публичным сервитутом, ни переход прав на него, образование из него или из земель, в отношении которых установлен публичный сервитут, ни переход прав на инженерное сооружение, размещенное на условиях публичного сервитута не влияют на действительность решения об установлении публичного сервитута и не являются основанием для его пересмотра.

Между принятием решения об установлении публичного сервитута и внесением сведений о нем в ЕГРН может пройти время, в течение которого либо происходит постановка на кадастровый учет отдельных земельных участков, либо возникает переход права на них или возникает случай исправления реестровой ошибки после принятия решения об установлении публичного сервитута и определения его границ.

Росреестр разъясняет, что подобные ситуации не являются основанием для отказа во внесении публичного сервитута в реестр границ в ЕГРН. Ведь подобного основания для направления органом регистрации прав уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений, содержащихся в документах, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия нет. Органом регистрации прав может быть отказано во внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте только в случаях, когда:

- решение об установлении публичного сервитута принято органом власти, к полномочиям которых не отнесено принятие такого решения;

- отсутствует описание местоположения границ публичного сервитута;

- поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме;

- форма и (или) содержание документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. 

Источник: Пресс-служба АСЭРГРУПП
новости
О контурах зданий и сооружений
Об отображении контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в техническом плане
={this.Name}
Пресс-служба АСЭРГРУПП
10.11.2022
Подписка на новости
Хотите быть в курсе важных новостей?
Подпишитесь сейчас!

Заявка на участие

Загрузка...

Заказать звонок

Загрузка...
Загрузка...

Подписка на новости

Загрузка...
СпасиБо!
Ваша заявка на звонок принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
СпасиБо!
Ваша заявка на обучение принята.
В ближайшее время с вами свяжутся
Спасибо!
Ваша заявка принята.
СпасиБо!
Ваша заявка принята.
В ближайшее время с вами свяжутся

Напишите нам

Загрузка...