Российская Федерация является самой большой по площади в мире. При этом на территории страны встречаются самые разные природные и социально-экономические условия. Развитие территорий достаточно дифференцировано, отдельные регионы развиваются более быстрыми темпами, в то время как есть территории с отрицательной динамикой развития.
Для целей создания условий сбалансированного развития ранее действовала Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р.
Учитывая завершение сроков реализации предыдущей стратегии Правительством РФ была утверждена новая Стратегия, реализация которой запланирована на срок до 2030 года с прогнозом до 2036 года (далее – новая Стратегия).
Новый вариант Стратегии во исполнение распоряжения Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. N 4146-р предлагает ряд современных решений пространственного развития России, в том числе устанавливает на уровне федерального акта новую классификацию территорий и населенных пунктов.
Для начала нужно отметить, что до появления новой Стратегии в РФ реализовывалась концепция, согласно которой только законом субъекта РФ устанавливается административно-территориальное устройство региона. На федеральном уровне не вводилась какая-либо классификация населенных пунктов и территорий. Новая Стратегия изменяет сложившуюся конфигурацию и предлагает свою градацию как ряда территорий, так и населенных пунктов.
Ряд задач на период будут рассматриваться для целей развития: "геостратегических территорий Российской Федерации" и "минерально-сырьевых центров".
Классификация населенных пунктов РФ, предлагаемая новой Стратегией, выглядит достаточно свежо. Новая Стратегия не вдается в подробности классификации сельских населенных пунктов, называя эту территорию сельской местностью. Начинается классификация с малых городов (с численностью населения до 50 тыс. человек) и средних городов (численность от 50 до 100 ты. человек). Приведенные категории городов традиционны. Однако на этом традиционный подход и ограничивается, оставляя без указания в новой Стратегии такие, уже привычные для градостроителей термины, как большой, крупный и крупнейший город.
Вместо этого Стратегия предлагает ряд новых для законодательства терминов, характеризующих населенные пункты и создающих правовые основания для реализации различных программ и проектов именно в рамках поддержки отдельных из них.
В частности, теперь предлагается апеллировать такими терминами, как "ядро городской агломерации" и "городская агломерация". Учитывая, что к ядру городской агломерации новая Стратегия относит город с численностью населения более 250 тыс. человек остаются не охваченными мыслью стратегов города, оказавшиеся в вилке между 100 тыс. человек (средний город) и 250 тыс человек (ядро агломерации).
А в указанную вилку (от 100 до 250 тыс. человек) попадает значительное количество городов, в том числе и столицы субъектов РФ. В частности, Ханты-Мансийск, Псков, Кызыл, Майкоп, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Абакан, Сыктывкар, Великий Новгород, Петрозаводск, Благовещенск - все перечисленные города, являются столицами регионов с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек. То есть, пользуясь классификацией новой Стратегии эти города уже и не средние по численности города, но еще и не ядра городских агломераций. К какой категории следует относить перечисленные важные города России непонятно.
Может быть они попадут в группу «опорных населенных пунктов», единый перечень которых новая Стратегия предлагает утвердить. Этот перечень опорных населенных пунктов, предполагается, будет использоваться при проведении государственной политики в целях приоритетной концентрации ресурсов, в том числе в целях реализации национальных проектов, государственных программ, программных документов и прочих инструментов, предусматривающих финансирование за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Еще одна новелла Стратегии связана с трактовкой "прилегающей территории" как территории, прилегающей к границам опорного населенного пункта, которая включает в себя территорию (или часть территории) одного или нескольких муниципальных образований. Дело в том, что федеральное законодательство уже в двух иных прочтениях содержит понятие прилегающей территории. Речь идет о Градостроительном кодексе РФ, в котором традиционно под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку. Используется термин прилегающая территория и в Правилах дорожного движения как территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Стратегия же предлагает третий вариант прилегающей территории, как территории, прилегающей к границам населенного пункта. Такая территория может оказаться в другом муниципальном образовании со своим правовым режимом и градостроительным регулированием.
Особый интерес вызывает появление в новой Стратегии еще одной группы населенных пунктов, поименованной как "новый экспериментальный населенный пункт".
Получается, что Стратегией запланировано появление ряда экспериментальных населенных пунктов, в которых будут реализовываться новые подходы в сфере демографии, а также жилищного строительства и в иных сферах. Насколько задумка со строительством новых населенных пунктов с новыми подходами в демографии успеет претвориться в жизнь за период до 2030 года, даже интересно.
В любом случае, предложенный новой Стратегией свой подход к классификации населенных пунктов в России может отразиться и на дальнейшем развитии законодательства. Какими путями и с какой интенсивностью будут претворяться в жизнь свежие идеи покажет план реализации стратегии, который должен быть утвержден в апреле-мае текущего года. В любом случае, времени на раскачку практически нет, так как Стратегия написана до 2030 года с прогнозом до 2036 года.