С 1 сентября 2022 года заработали критерии отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям, установленные Правилами организации теплоснабжения (постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, последняя редакция). С начала осени текущего года законный владелец тепловой и (или) водопроводной сети может признаваться теплосетевой организацией для оказания услуг по транспортировке горячей воды в открытых системах теплоснабжения при их соответствии хотя бы одному из определенных Правительством РФ критериев.
Почему это важно? Дело в том, что в соответствии с правилами ценообразования в сфере теплоснабжения организациям запрещается устанавливать тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, если они не соответствуют критериям отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям. А тарифы, установленные организациями, не соответствующими критериям отнесения к теплосетевым организациям, не применяются и подлежат отмене органами регулирования с 1 сентября 2022 г.
И что же делать таким организациям? Минстрой России в своем письме от 02.11.2022 N 57742-ИФ/04 дает полные разъяснения, в том числе объясняет, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
Минстрой России настаивает на том, что собственник или иной законный владелец тепловых сетей, в отношении которого не установлен тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии (то есть организации, не соответствующие новым критериям теплосетевой организации), не вправе требовать плату за передачу тепла и препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям.
Так каким же критериям должна соответствовать тепловая сеть и ее владелец, чтобы признаваться теплосетевой организацией?
а) владение более одного года на законном основании тепловыми, водопроводными сетями (горячая вода), при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной системы теплоснабжения составляет:
для поселений, городских округов, в границах которых она расположена, с суммарной численностью населения 1 млн. человек и более - не менее 7 километров в 2-трубном исчислении;
для поселений, городских округов с численностью населения от 500 тыс. человек до 1 млн. человек - не менее 3 километров в 2-трубном исчислении;
для поселений, городских округов с численностью населения от 250 тыс. человек до 500 тыс. человек - не менее 1 километра в 2-трубном исчислении;
для поселений, городских округов с численностью населения менее 250 тыс. человек не менее 500 метров в 2-трубном исчислении;
б) доля присоединенной тепловой нагрузки собственных теплопотребляющих установок не превышает 20 % общей тепловой нагрузки, присоединенной к принадлежащим им тепловым сетям;
в) наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования;
г) наличие официального сайта в интернете.
При соответствии критериям теплоснабжающая организация должна оформить статус теплосетевой организации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления.
Правда есть и послабление, поскольку указывается, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, являющиеся собственником тепловых сетей, посредством которых в системе теплоснабжения обеспечивается передача более 50 % присоединенных тепловых нагрузок для указанной системы теплоснабжения также признаются теплосетевой организацией.
Минстрой России объясняет, что вышеприведенные изменения приняты в целью оптимизации процессов обеспечения надежности и безопасной эксплуатации систем теплоснабжения, доведения сетевых объектов до нормативного состояния, инвестирования в их модернизацию (реконструкцию) посредством консолидации активов теплосетевых организаций и исключения неэффективного расходования тарифной выручки лицами, для которых транспортировка тепловой энергии, теплоносителя не является профильным видом деятельности.